Где же мы найдем попа? — беспокоились жители казацкой станицы. После того как советские войска оставили этот район, казаки собрались у закрытой когда-то большевиками церкви и открыли забитые досками двери. Хотели они было объявить о возобновлении воскресной службы, но вот беда — не нашлось священника. Слух о том, что ищут попа, разошелся по близлежащим деревням, и через несколько дней в станицу вошел человек в рясе попа. Послушали его казаки на первой воскресной службе, и понравились им его речи о любви к ближнему. И предложили казаки попу остаться у них в станице.
Слава о нем разнеслась по окрестным деревням, из которых люди приезжали на телегах или приходили пешком, чтобы послушать его добрые и умные речи…
Эту историю рассказал мне недавно С., работавший много лет кардиологом в Одессе. Он вместе с родителями скрывался в подвале у одинокой женщины, которая с риском для жизни приютила еврейскую семью. С. вспоминает, что после посещения службы их обычно грубоватая хозяйка преображалась и становилась мягче по отношению к своим еврейским гостям.
После того как немцы бежали под ударами Советской армии, хозяйка пришла домой и рассказала о пережитом ею потрясении. В воскресенье, как обычно, толпа народу собралась послушать любимого священника. Однако его все не было. Вскоре к церкви подъехала армейская машина, из которой вышел офицер и направился в церковь. Казаки с изумлением узнали своего попа в форме офицера Советской армии. Тогда офицер-поп обратился к собравшимся и рассказал им, что остался в станице по заданию советского командования, чтобы организовать сопротивление фашистам.
«Я говорил вам о любви к ближнему, и я не лгал, и сегодня я призываю вас любить людей. И я хочу, чтобы вы знали: я — еврей!» — сказал он потрясенным казакам, которые, мягко говоря, не выделялись особой любовью к еврейскому народу.
Мы можем лишь догадываться, почему этот офицер посчитал необходимым объявить прихожанам, что он еврей. Возможно, он хотел, чтобы местные казаки перестали ненавидеть евреев. Во всяком случае, хозяйка, приютившая С. и его родителей, утверждала, что ему это удалось…
Эта история чем-то напомнила мне рассказ Торы об Йосефе, который открылся своим братьям со словами: «Я Йосеф!»
«И не мог Йосеф сдержать себя … И издал он голос свой в рыдании… И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не могли его братья ответить ему, ибо затрепетали пред ним» (Берешит 45:1-3).
Братьям казалось, что египетский министр издевается над ними, принося им боль и страдания. Они пришли в Египет в поисках хлеба в связи с голодом, поразившим их страну. Однако министр не поверил им, обвинив их в том, что они лазутчики вражеской страны. По прошествии времени братья уже начали понимать, что это не случайная ошибка. Они были готовы признать свой грех, понимая, что неудачи преследуют их из-за того, что они проявили жестокость, продав в рабство своего брата Йосефа.
И вдруг кажущийся им жестоким египетский министр открылся перед ними любящим и простившим их братом, который готов спасти их от голодной смерти. «И сказал он: Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. А теперь не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для того, чтобы поддержать вашу жизнь, послал меня Всевышний пред вами» (Берешит 45:4-5). В этот момент браться осознали, что все прошлые страдания имели смысл, ибо все, что ни делается, — к лучшему!
«Точно так же, придет время, и Всевышний откроется перед всем миром, и тогда мы затрепещем и возрадуемся, осознав, что все страдания в нашей истории и нашей жизни были частью великого замысла», — учили мудрецы Талмуда. Мы возрадуемся, переосмысливая прошлое и осознавая, что все то, что приносило нам слезы и боль, в действительности было для нашей же пользы.
Каждый еврейский праздник не только отмечает событие нашей истории, но и несет в себе особое благословение праотцев нашего народа. Праздник Исхода, с которого начинает свой отсчет история нашего народа, несет благословление первого еврея Авраама. Праздник дарования Торы несет в себе благословление Ицхака. Праздник Суккот, отмечающий чудо существования евреев в пустыне и во всех изгнаниях, несет в себе благословление Яакова.
Мудрецы утверждают, что праздник Симхат-Тора несет в себе благословление Йосефа. Почему благословление Йосефа дарит нам радость?
После разрушения Храма, 9 Ава, в еврейском календаре отмечается семь недель утешения и три недели Судных дней — от Рош-Хашана до Хашана Раба, последнего дня праздника Суккот. Но еврейский народ не мог утешиться, пока не наступил праздник Симхат-Тора, позволяющий нам переосмыслить прошлые разрушения и изгнания, осознав, что и они были для нашей пользы. В отличие от всех других праздников, отмечающих события прошлого, Симхат-Тора, это праздник будущего прихода Машиаха. Уже сегодня мы предвкушаем триумф победы справедливости и добра над злом.
Но как можем мы предвкушать и праздновать события будущего? — удивится читатель. Однако человеческая душа является частью вечности. Вспоминая, она перемещается в прошлое; предвкушая и предчувствуя, душа способна заглянуть в будущее.
Что ж, может быть великая тайна неисправимого еврейского оптимизма и заключается в том, что в любых, даже самых сложных обстоятельствах, мы продолжаем ждать прихода Машиаха. Несмотря на окружающую нас тьму, мы продолжаем видеть свет в конце туннеля, свет будущего, который вдохновляет нас радостью и дает нам силы преодолеть все препятствия, стоящие перед нами сегодня.
Художник Алекс ЛЕВИН
«Несмотря на окружающую нас тьму, мы продолжаем видеть свет в конце туннеля, свет будущего, который вдохновляет нас радостью и дает нам силы преодолеть все препятствия, стоящие перед нами сегодня». (Л. Кацин).
Лев, Вы вероятно помните немецкую поговорку: «Das Licht am Ende des Tunnels kann immer auch ein entgegenkommender Zug sein»? Что буквально подразумевает: » Если вы думаете, что худшее позади, то вы не должны чувствовать себя в безопасности. Не стоит слишком рано радоваться». Этот немецкий вариант, вероятно, еще более подходит для евреев, чем русский.
Fritz, я по немчурски не умею, а проще по англицки: «The light in a tunnel maybe an incoming train»,
но евереям все таке оптимизм более свойственен, он позволял нам надеяться на лучшее…
УВАЖАЕМЫЙ АВТОР! Прекрасно верить в приход Машиаха! Но если это слепая вера и за ней ничего — реально земного — существенно жизненного не стоит — то это путь в никуда. Современная израильская реальность чудовищна. Каждый день происходят случаи арабского насилия, камнеметание, террор на дорогах; издевательства над бойцами АОИ. Нападения в городах со смешанным населением. То новое, что я научилась понимать в НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ , и от этой новизны ощущение себя, как прозревшей (уже не слепой) лошади, НО лошадь, привязанная, идет по одному и тому же кругу, – и это совершенно мучительное ощущение. Если бы от природы я не была оптимистом, то впору впасть в полную депрессию. Но для евреев уныние есть великий грех. ОДНАКО именно в этом – огромной силище левых и полной коррупции Власти – ответы на все вопросы, и поэтому мы никак не противостоим ни международной юдофобщине, ни внутренним врагам: не подаем ни на международных клеветников, никак не защищаем свои легитимные права на Эрец-Исраэль, уступаем во всем Хамасне и ПНА. И бросаем своих бойцов на погибель, требуя от них беречь террористов и не убивать их. Только в самом крайнем случае, тайна которого известна одним — обезумевшим от желания спасать «мирных жителей Газы» — генералам. Все это на фоне полного словесного разгула в Кнессете, где нет ни малейшего намека на парламентаризм. Оппозиции никто ни в состоянии противостоять. Они залили все соцсети ложью и бесконечными наветами на Правительство. Вместо заботы о СТРАНЕ – оппортунизм и соглашательство, коллаборационизм во всем. Нетаниягу не смог 4 раза составить Коалицию, вылетел в Оппозицию, но своими действиями (совершенный словесный бандитизм+ сотни ботов, блогеров и пр. прихвостней + полевевшие лгуны — б. правые журналисты – короче, мощная ИНДУСТРИЯ ЛЖИ) ) – он постоянно разрушает и без того дышащую на ладан (вынужденно лоскутную) Коалицию. Без малого два миллиона отмороженных бибистов травят Беннета и воспевают Биби. Беннета надо критиковать. Но если за хорошее и плохое – одинаково хают и все передергивают, так тут прямая логика! Уничтожить любой ценой! Такая цель, по бибистам, оправдывает любые средства. А Вы говорите: свет в конце туннеля. У нас и туннели давно только террористические, километровые, забетонированные! Из такого туннеля — светит — только анклаву Аббаса и Хамаса. Всевышнему не нужна слепая вера! Ему нужен сильный и по-настоящему ИЗБРАННЫЙ НАРОД. Но избранный не на погибель! Не на заклание антинародной властью. А реальность такова!