Продолжение. Начало в № 804
Свой союз с нами заключил Всевышний на все времена и не только с теми, кто стоял перед Ним у горы Синай, но «и с теми, кого нет здесь сегодня» (Дварим, 29:14). И поэтому говорит пророк Иешаягу (8:10): «Гoтовят заговор враги Израиля, но будут они расстроены, сговариваются между собой, но ничего (у них) не выйдет, ибо с нами Б-г».
В статье «Зачем нужны евреи» рабби Арье Каплан пишет: «Одна из величайших наших мистических книг — «Тикуней Зоар» — сравнивает еврейский народ с фитилем в лампе, масло в которой — Б-жественное учение (Тикун, 21:60а). Покуда пламя ярко горит в нас самих, мы несем Б-жественный свет всему миру. Это и есть наша тайна. И наша судьба».
Каждый Шаббат мы встречаем гимном «Леха Доди», написанным рабби Шломо а-Леви Алькабецем (XVI век, Цфат). И в нем такие слова:
«Попиравшие тебя будут попраны
И разрушавшие тебя будут изгнаны».
А вот строки из стихотворения «Пилигримы» нашего современника Давида Гарбера:
«Мы пилигримы на путях земных.
Нас убивают, распинают,
Клеймят, сжигают изгоняют…
Ну а враги? Нет даже праха их».
Об этом знали наши предки, но чтобы об этом не забыли наши потомки, нужна историческая память. «Вспомни дни прошлые и вдумайся в годы поколений», — учит Тора (Дварим, 32:7). «Еврей, знакомый с историей своего народа, не может стать самоненавистником», — повторим еще раз рабби Меира Кахане. Что происходит с народом, когда разрывается связь поколений и прошлое народа теряется, хорошо известно моему потерянному поколению. Чтобы сохранить себя в еврействе, чтобы сохранить еврейство, мы должны прочувствовать смысл «Закона нашего сохранения»: «Пока евреи хранят Тору, Тора хранит евреев». «Дух Мой, который на тебе (Израиль) и Слова Мои, которые Я вложил в твои уста, не отойдут они от уст твоих, от уст сыновей твоих и сыновей сыновей твоих… отныне и вовеки», — требует от нас Всевышний (Иешаягу, 59:21). И Он же помогает нам не забыть Его Тору. Он обещал Моше (Ваикра, 26:44-45): «Когда будут они в стране врагов своих, не станут они Мне отвратительны и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их… И вспомню Я для них Союз Мой с предками (их), которых Я вывел из страны Египетской».
Рав Ицхак Зильбер в книге «Пламя не спалит тебя» (Москва, «Антиква», 1991) рассказывает: «За 11 лет до того, как изгнать евреев из Эрец Исраэль, Невухаднецар (Навуходоносор) переселил в Вавилон несколько тысяч знатоков Торы. И когда впоследствии прибыли туда все остальные изгнанники, они нашли в Вавилоне развитую сеть еврейских учебных заведений. (Прошли столетия и) перед самым падением Иерусалима (во время Иудейской войны) рабби Йоханану бен Заккаю удалось убедить римских захватчиков согласиться на существование в городе Явнэ еврейской академии. После разрушения столицы именно Явнэ суждено было стать духовным центром еврейского народа.
Во время Второй мировой войны в результате поразительного стечения обстоятельств были спасены тысячи евреев, оказавшихся в Вильнюсе… Одним из главных героев этой потрясающей истории был Тиунэ Сугихара, японский консул в Литве, выдавший более шести тысяч транзитных виз на въезд в свою страну… «Тот факт, что русские дали нам разрешение на (проезд через всю страну и) выезд из России (в Японию) вместо того чтобы выслать всех нас в Сибирь, как поступили они со своими верующими евреями, — говорил один из руководителей иешивы «Мир» раввин Йехезкель Левинштейн, — абсолютно иррационален, он противоречит всей идеологии и практике советских властей…» Как не вспомнить здесь слова Талмуда (Трактат Сота, 35а): «Ковчег Завета сам нес тех, кто переносил его»… Позднее иешива «Мир» обосновалась в Иерусалиме. Сегодня в ней учится тысяча человек».
Итак, наша живучесть и выживаемость — первая отличительная черта еврейского народа. Другая особенность состоит в том, что мы — единственный народ в мире, который после тысячелетий изгнания сумел вернуться на свою историческую родину и вновь отстроить свое еврейское государство, как и было предсказано нашими пророками. Что особенно поражает, это то, что Земля Израиля — Эрец Исраэль ждала свой народ: ее судьба неотделима от судьбы еврейского народа. Напомню (мы говорили об этом в первых двух главах), что иудаизм есть триединство народа, земли и Торы. Накануне Иудейской войны Эрец Исраэль был оазисом на Ближнем Востоке. Иосиф Флавий писал: «Земля весьма плодородная, изобилует пастбищами, богата растительностью и поощряет к труду даже самого ленивого пахаря. Она густо заселена, пестрит городами и деревнями, которых тут около 200. Население многочисленно: в самой маленькой деревне свыше 15000 жителей. Земля вся возделана и имеет вид громадного ухоженного сада… Мало какое место на земле может с нею сравниться». После изгнания евреев опустела земля точно в соответствии с многочисленными пророчествами: «И предам Я землю эту опустошению и запустению, и иссякнет гордое могущество ее, и опустеют горы Израиля… Предам Я землю эту опустошению за все гнусности, которые они (евреи) творили», — сказал Б-г (Иехезкель, 33:28-29).
Продолжение следует