Фото: upload.wikimedia.org
— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Я гражданка Израиля, была замужем за евреем. Родился мальчик в Израиле, ему сделали обрезание. Сейчас пока живу в России. Мой сын может считаться евреем?
Маргарита. Саратов, Россия
— Судя по содержанию Вашего письма, предполагаю, что Вы — нееврейка. В противном случае Вы написали бы об этом. И, наверное, даже в самом начале. А теперь с учетом этого отвечу по всем пунктам, отмеченным Вами в письме:
- Сам по себе факт, что Вы гражданка Израиля, совершенно не связан с вопросом, считается Ваш сын евреем или нет.
- То, что Вы были замужем за евреем, который стал отцом Вашего сына — совершенно не подтверждает, и не может подтвердить Вашу «гипотезу» о еврействе сына (мужская линия, как Вы, возможно, догадываетесь, в установлении еврейства не играет никакой роли).
- Никакого отношения к вопросу о еврействе не имеет и то, что мальчик родился в Израиле.
Поясню на конкретном примере. Все арабы, которые являются депутатами Кнессета (израильского парламента) родились в Израиле. Работали и работают здесь. Имеют израильское гражданство, платят налоги. И при этом они неевреи.
Более того. Скажем, министр (и тоже депутат Кнессета) в правительстве Израиля (!) Аюб Кара, рожденный в Израиле, в чине старшего офицера отслуживший в израильской армии и получивший звание майора, принадлежит друзской общине. И он тоже нееврей.
- Вы пишете, что Вашему сыну сделали обрезание.
Как не раз говорилось в материалах нашего сайта — процедуру обрезания нееврейскому ребенку (когда его отец — еврей, а мать — нееврейка) ни в коем случае осуществлять не следует. Ровно по той причине, которая в числе других причин и спровоцировала вопрос, который Вы мне задали. Ибо это вносит путаницу в голову ребенка или юноши (когда он подрастет), а в перспективе — и у еврейской девушки, на которой он захочет жениться. Ведь они оба могут подумать, что создают еврейскую семью. Так что, таким «обрезанием» в дальнейшую жизнь этого человека изначально закладывается «мина замедленного действия». И потом, когда выяснится правда, она во многих случаях способна привести к весьма непростым психологическим последствиям. А также — к возможному разрушению базовых мировоззренческих установок. Когда человек может крайне негативно настроиться по отношению к законам Торы и встать на тупиковый, катастрофический путь борьбы с Всевышним (прах на наши уста!).
- То, что Вы сейчас живете в России, в свете Вашего вопроса — тоже не имеет никакого значения. Если человек — еврей, он и в России — еврей. Если же — нееврей, значит, и в России, и в Израиле он так и будет неевреем. В заключение в очередной раз напомню, что единственным критерием в установлении еврейства служит факт, что мать человека — еврейка. И во избежание возможной ошибки уточню, что это означает, что и мать мамы (бабушка этого человека по материнской линии) должна быть еврейкой.
Отвечал рав Элиягу Эссас