Игорь Черниховский
По поводу Афганистана высказались уже все, кому не было лень. Мне же, честно говоря, было, ибо, по сути дела, добавить было особенно нечего.
Ну да, Леонид Ильич Байден на глазах у всего мира сел в лужу.
Не самим фактом ухода, а тем, как он был организован. И действительно, тяжко смотреть на эту обезумевшую от безусходности толпу, штурмующую аэропорт в Кабуле, наблюдая, уж простите, будущих мертвецов. Очень тяжко. Но в целом, с самим подходом к проблеме, я, поначалу, был согласен.
Сколько можно подтирать задницы недопрезидентам и прочим недолидерам недостран, тех самых, по меткому определению Трампа, shit holes? Устраивайтесь, как-нибудь,сами, выбираясь или нет, это уж, как карты лягут, из этой самой зловонной субстанции, как повезёт.
Но вот послушал я намедни Латынину и подумал — а может и права Юля? Может быть и правда, можно и нужно вбивать эту демократию молотком в медный лоб, как бы не было хлопотно нам, первому миру, и больно и обидно третьему? Нет, не ради них, ради нас самих. Нашей, в конечном счёте, безопасности, стабильности.
Да, согласен, перестать быть альтруистами, начать думать о себе. И, исходя из этого, сугубо прагматического подхода определять, что делать в каждом конкретном случае. Увы, лидеры свободного мира всё время делают нечто прямо противоположное — мечутся, то пытаясь приучить и приручить неприучаемых, то, вымотав себя и их в безнадёжной борьбе, уходят, поджав хвост. К вящей радости «доброжелателей» всего мира, начиная с московского карлика и заканчивая всё теми же «президентами» всё тех же shit holes.
Я снова и снова вспоминаю любимого мной Киплинга с его «Бременем Белых». Того самого, которого с таким упоением наш мир подвергает остракизму, чьё имя оплёвывается в нынешних школах. Я бы, только, ныне, назвал его бременем «золотого миллиарда», ибо цвет кожи здесь абсолютно не причём.
Важно, что в голове, откуда, как сказал профессор Преображенский, и начинается разруха. И у каждого это разруха своя. Не обольщайтесь — мы ей тоже весьма подвержены, тем уже, что бремя это стало нам тяжко. И, не желая оное влачить, мы придумываем себе оправдания, пестуем комплекс вины, рефлексируем.
Я ничего не утверждаю, просто пытаюсь рассуждать. Что будет дальше в Афганистане? А главное, вокруг него. В самой стране ничего хорошего ожидать не приходится. Это обещает быть такое дремучее, запредельное средневековье, что даже какая-нибудь Северная Корея покажется образцом просвещённого правления. Но это, как раз, всем известно и никто никаких иллюзий себе не строит. В основном, кроме отдельных левых кретинов, бубнящих, что вот и славно, теперь там восторжествует древняя самобытная культура, мир взирает на творящееся там с ужасом и отвращением. Ну а дальше?
А дальше вот что — G7, только не падайте в обморок, говорит о международном ФИНАНСИРОВАНИИ режима талибов, обусловив это всего двумя пунктами: не быть рассадником международного терроризма и согласиться на обучение девочек до 18.
Ну, по поводу первого требования, есть хорошая украинская поговорка — зарiкалася свиня гiвно iсти. Именно тот случай. И сам собой напрашивается вопрос — за что аналитики всех разведок западных стран получают зарплату?
Ну никак не может ислам, особенно в той своей, радикальной, талибановской ипостаси, не стремться заполнить все пустоты, не распространить свою идеологию вглубь и вширь, нести слово Пророка всюду, где его можно и должно услышать.
Джихад — это краеугольный камень ислама, во всяком случае, той версии, которая ныне торжествует в Афганистане. И что является лучшим средством для донесения слова истины до всего и всех, куда правоверные могут дотянуться? Угадайте с трёх раз.
Так что, обучение девочек, право же, остаётся такой мелочью, что об этом можно и не упоминать. А поле деятельности для джихада обильно унавожено и готово к вспашке, ибо авторитарные светские режимы бывших советских среднеазиатских республик и без того имеют головную боль в виде хорошо организованного исламистского подполья, пользующегося горячей поддержкой аборигенов. Осталось только поднести спичку, а уж полыхнёт, не сомневайтесь.
И всё сводится к короткому вопросу — что делать? Не только с Афганистаном, ибо это лишь частный случай другого, более глобального вопроса.
Ибо, сформулированный иначе, он звучит так — как нам себя защитить? Да, надо думать, уж, простите, о собственной шкуре, а защита и утверждение демократии в Б-гом забытых дырах — это не цель, а средство. Во всяком случае, так должно быть и проблема должна решаться соответственно. И именно в этом плане надо отвечать на вопрос — уходить или остававаться, несмотря на все возможные беды, сопряжённые с последним решением. Ибо уйти зачастую означает гораздо большие несчастья, что и подтверждает уход Израиля из Газы и Южного Ливана.
Да, можно плюнуть на тех же талибов, — оставайтесь там, у себя, режьте друг друга и своих несчастных подданных в своё удовольствие, только не лезьте наружу. Но тут есть два момента. Первый — моральный. Мы в ответе за тех, кого приручили, а значит и за те сотни тысяч афганцев, которые сотрудничали с оккупационным режимом и чьи жизни сейчас в громадной опасности.
Мы сильны и имеем право учить других лишь до тех пор, пока сами соответствуем этим высоким моральным стандартам. Увы, кошмар в кабульском аэропорту вступает с таковыми нормами в явное противоречие. Во-вторых, забота о собственной безопасности. Как я и говорил выше, мир с Леонидом Ильичом во главе, ныне запускает исламского козла в огород. Типа, пасись, родимый, в своё удовольствие. Мы умываем руки. Мы устали.
Да, мы становимся морально слабы, постепенно теряя волю к выживанию. И Афганистан — один из симптомов этого печального явления. Поэтому, с глубокой болью, я говорю не о том, что есть, что будет, а как должно было бы быть.
О том, что, да, вбивание нашего образа мыслей и жизни железной палкой по голове не есть вопрос эдакого нашего с вами доброхотства, а элементарного выживания иудео-христианской цивилизации, грозящей быть затоптанной варварами.
Да, если хотите, того самого Pax Americana, который может рухнуть так же, как некогда Pax Romana, когда слабеющий, теряющий свои моральные устои Рим, начал отзывать свои легионы из некогда покорённых стран. Так же как и римляне, мы утрачиваем веру в то, что мир вращается именно вокруг нашей цивилизации, хуже того, настаиваем, что таким центров много и мы лишь один из них и далеко не самый главный. Мы влачим чувство вины.
Так нужно ли было уходить? Не знаю. Не уверен, что могу ответить на этот вопрос однозначно. Скорее всего, если мы хотим выжить, тем не менее, ответ должен быть «нет». Но остаться вовсе не для них, а для себя. Будут ли потери? Увы, неизбежно. Но простая арифметика говорит о том, что потери от мегатеракта, вроде 9/11 куда больше. И хотя полностью предотвратить подобные беды практически невозможно, но наше присутствие в подобных shit holes, всё-таки, сильно снижает их вероятность.
И, несмотря ни на что, медленно и трудно, порой незаметно для глаза, наши ценности внедрялись бы в туземные головы, как худо бедно их приняли многие афганцы, ныне всеми силами пытающиеся улететь из впадающей в безумие и хаос страны. Как в прошлом формировался единый римский мир. Учите историю и вы найдёте в ней много поучительного и для нас, нынешних. Да, мы нужны там прежде всего самим себе, а вовсе не для защиты коррумпированных местных «министров» и «президентов», ибо там проходит первая линия обороны нашего мира. А звонок уже прозвенел и весьма громко. Недавние взрывы в кабульском аэропорту — только начало. И пусть я буду плохим пророком — я буду только рад.
В деле нашего с вами спасения нет готовых рецептов и действовать надо исходя из конкретных обстоятельств. Но действовать, а не вяло мямлить что-то постфактум. Война не кончится с уходом последнего солдата из Афганистана, она-то, как раз, только и начинается. Вот и решайте сами, что для нашей с вами безопасности лучше. Ибо это самое главное. А также — воля жить и не изводить себя никчемным и глупым чувством вины. Бить врага, или, иначе он сам придёт за нами.
Решайте, где поставить запятую. Уйти нельзя остаться.