.
Борис Гулько
Стараясь внимательно следить за жизнью израильского общества (как и большинство евреев мира), я давно обнаружил, что среди его угасающих и оживающих проблем есть одна постоянно разрастающаяся. Это – отношения между светскими евреями и харедим.
Недавно израильская журналистка София Рон-Мория на сайте «Заметок по еврейской истории» «Мастерская» пересказала свою статью из газеты «Едиот Ахронот» на эту тему, полную катастрофичных предсказаний. Статья взволновала людей, собрала уже более трёх тысяч читателей и полутораста комментариев, и дискуссия не утихает.
Первый тезис автора:
«Концепция двух миров, которые не соприкасаются, гибельна для страны.
Израиль попросту не сможет выжить, если превратится в государство двух народов… и их ничто не объединяет»
– не представляется мне тревожным.
Живя в США, я не имел ничего общего ни с андер-классом Гарлема, ни с ковбоями Техаса, ни с амишами Пенсильвании. Да и в Израиле можно насчитать не два народа, а больше. Скажем, я смотрю с недоуменьем на многочисленных участников гейских «парадов гордости» и не чувствую с ними ничего общего. С неменьшим недоумением я смотрел бы на парады гетеросексуалов, или импотентов, или онанистов. Но такие, к счастью, не бывает.
Противоречива вторая тема – «экономическая»:
«Извращенная система «хеврат ломдим», общин, где мужчины всю жизнь изучают Тору… а женщины содержат своим трудом большие семьи… Система эта гибельна для экономики Израиля — страна не в состоянии позволить себе поддерживать сотни тысяч неработающих трудоспособных мужчин»,
– утверждает Рон-Мория.
Взялся защищать харедим профессор физики Эдуард Бормашенко. Он заметил, что, во-первых, занятие харедим повышают духовный и интеллектуальный уровень общества:
«Человечество перестает читать. Последствия этого будут очень глубоки, поэтому я считаю, что идеалы «хеврат ломдим» актуальны, как никогда (мир с бешеной скоростью движется к новому варварству)».
Во-вторых, посвящающие жизнь изучению Талмуда субъективно удовлетворены своей жизнью:
«Неужели их жизнь хуже жизни офисного планктона, насельников бессчетных рекламных, туристических, маркетиноговых, коучинговых агентств, добывающих свой бессмысленный хлеб в поте труда своего и вечером оттягивающихся в ночном Тель-Авиве. Необходимо людей, изучающих Тору, превратить в офисный планктон, ибо другой работы современная цивилизация не предоставляет(?) Необходимо обессмыслить жизнь людей, смысл этой жизни имеющих(?)».
И третье: проблема неработающих харедим тает сама собой:
«52 процента мужчин работают»
– признаёт и журналистка. Профессор приводит цифры:
«За последние 20 лет число харедим, получающих высшее академическое образование, выросло более чем в 15 раз — с 600 человек к концу ХХ века до 9,6 тысяч в 2018 году»
(у меня получается – ровно в 16 раз).
И всё же, как оценить явление: половина мужчин, а в «литовской» общине процент этот значительно выше, сознательно посвящают свою жизнь только изучению Торы? Ведь Раббан Гамлиэль в «Поучении отцов» говорит:
«Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом… Учение же, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет» (2:2).
Вопрос этот чрезвычайно важен. Обсудим его.
Мне представляется, что мы стоим перед грандиозным цивилизационным сломом. На него в своём комментарии мимоходом указал и профессор Бормашенко, помянув «офисный планктон».
В нашем народе всегда ясно отражаются мировые тенденции, часто опережая себя. Молодые люди моего поколения имели широчайший выбор осмысленных профессий. У евреев он был поуже. И слава Богу: на дипломатическую, гебешную, идеологическую работу нас особо не брали. Зато из «нефтяного», «стали» или МИИТа (оставившего в фольклоре рифмованное: «аид идёт в МИИТ») выходили хорошие специалисты, имевшие впереди осмысленную жизнь.
Сейчас нормальные профессии стремительно исчезают – сужу по опыту своей жизни в США. Цивилизация вступила в смертельный круг. В американском штате Орегон власти недавно приняли решение, что умение читать, писать и считать не является обязательным условием успешного окончания школы. Какой-то мальчик спросил свою маму: «Зачем мне учиться? Ведь мой телефон и так уже всё знает». Раньше я считал это шуткой.
Молодые американцы в университетах в большинстве овладевают профессиями, обобщённо называемыми «либерал арт». Кафедры математики, физики, кибернетики, биологии там тоже существуют. Но они – для китайцев и индийцев. А тех – полчеловечества. Остальные изучают что полегче: «расовые исследования», феминистские, гендерные, сексуальные, одним словом то, что сейчас стали называть неомарксизмом. Это – не безвредные глупости. Такое образование превращает молодого человека в безмозглого зомби.
Американский интеллектуал Деннис Прегер в недавной лекции в одной из Нью-йоркских синагог назвал американские университеты «чистым злом». Показателем умосостояния американской «образованщины» являются результаты только что обнародованного опроса, показавшего, что 63% членов правящей в США демпартии предпочитают социализм капитализму. Это означает, что в ближайшие годы Америка может ждать вождями нации Муссолини, Ленина, Гитлера. Правый обозреватель недавно предупредил дискутировавших на ТВ, что они скоро будут вздыхать по нынешним жалким лидерам США вроде Нэнси Пелоси и Джо Байдене.
Можно, конечно, вообще не получать образование. Так поступают многие простые американцы, «белый мусор», как их презрительно называют интеллектуалы. Этих сейчас косит опиумная эпидемия. Ещё Обама обеспокоился, чтобы наркотики беспрепятственно поступали в США. Я писал об этом, например, в эссе «Маньчжурский кандидат». Сейчас бесперебойную доставку наркотиков из Мексики обеспечивает открытие южной границы США, осуществляемое правящей ныне «третьей администрацией Обамы». По последнему опросу белое население США скукожилось на 5 млн – к бурной радости прогрессивных обозревателей.
Преподавание «либерал арт», в израильских университетах, как мне рассказывали, мало чем отличается от американского. Однако физику и химию евреям приходится изучать самим. Положение страны старт-ап обязывает.
И всё же уклониться от мировых тенденций Израилю не удастся. Компьютеризация и роботизация производства, неизбежно захватывающая любую интеллектуальную деятельность, оставит без занятия значительную часть работающих. Грядущие в ближайшее время автомобили без водителей дополнительно освободят от занятия огромные массы трудящихся. К ним со временем добавятся операторы любых движущихся объектов: тракторов, поездов, танков, самолётов, кораблей – включая космические. Даже такая чисто человеческая деятельность как врачевание заставит людей потесниться. Скажем, в рентгенологи – анализе рентгеновских снимков, компьютеры уже вскоре превзойдут людей.
Израиль, похоже, готовится к такому «светлому будущему». В Иерусалиме интенсивно растёт район правительственных зданий. Если США обходятся двумя партиями, в администрации у них занят 31 человек, администрация Швейцарии состоит из 8-ми, то «офисный планктон» Израиля многочислен и хорошо плодится; политических партий здесь немеряно, а министров – зашкаливает.
Между тем Израиль имеет естественное решение подступающей к человечеству проблемы. Он обладает широким кругом людей, готовых за грошовые пособия посвящать жизнь изучению нашего национального наследия, «святому интеллектуализму», как назвал изучение Талмуда переведший Вавилонский Талмуд с арамейского на иврит рабби Штайнзальц. При этом харедим, о которых мы говорим, хранят в мире наступающей дикости постмодернизма мораль и традиции нашего народа, заводят детей, которым передают эти традиции. Ведь для этого Израиль и создавался. Не для «парадов гордости» же!
Наличие широкого круга последователей системы «хеврат ломдим» представляется мне чудом. Это потому, что я много лет в «хаврусе» (кружке) под руководством доктора Цви Фишера раз в неделю изучал Талмуд. Это же чрезвычайно тяжело!
Если перед занятием я не поспал, я засыпал на занятии. Яростные дискуссии наших мудрецов по подчас вполне абстрактным вопросам поражали меня: почему было не уступить уважаемому оппоненту? Споры, описанные в Гемаре, правда, нередко кончались без определения победителя.
И я восторгался нашим учителем Цви. Он, один из лучших гастроэнтерологов северного Нью Джерси, вёл 13 хаврус в неделю! Когда в 7 утра я приходил на молитву в синагогу, Цви уже учил кого-то в зале для занятий. Когда я уходил после вечерней молитвы, Цви начинал заниматься с новой группой.
В конце он оставил свою престижную и денежную работу и посвятил всего себя изучению Торы (Так называют и Талмуд). «Мне просто это больше нравится» – объяснил он мне.
Гениальный Юлий Ким описал такое чудо в песне:
Они по городу идут – читают Тору.
Они в автобусах сидят – читают Тору.
Они за рыбою на рынок, за бумагою в контору
Коридорами идут, читают Тору.У моря Красного лежат – читают Тору.
У Средиземного лежат – читают Тору.
Они лежат, они сидят
Они стоят, они идут,
Они едят и пьют – и тут читают Тору!Трясёт Исландию – они читают Тору,
Колотит Грузию – они читают Тору,
Ливану Персия поставила четыре партии
Ракет «земля-земля» – они читают Тору.Мне замечательно – они читают Тору.
Мне отвратительно – они читают Тору.
Их уважают, унижают, обожают, обижают, ают, ают,
А они её читают.Лежа и стоя,
Идя и сидя,
Благоговейно и уверенно, –
И Он таким образом видит,
Что всё ещё не всё ещё потеряно, не всё ещё…
Такое чудо – люди, способные на столь интенсивную духовную и интеллектуальную жизнь – досталось нам. Но вместо того, чтобы поражаться такому подарку, жлобы среди русскоязычных израильтян ноют о «мракобесии», будто твёрдо знают, что Бога нет…
Недавно богатое государство Израиль установило для своего президента, функция которого равна нулю, офис со штатом сотрудников, которые будут умножать на этот нуль.
Лучше бы открыли ещё одну йешиву…
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Август 2021
Хотя я еврей только по отцу и мне выгодно, что бы всё больше евреев были как можно более светскими, но здесь я согласен с логикой Гулько. Харедим основание устойчивости еврейской расы. Кто-то должен быть светским, но должно быть немного и харедим.
Эзоп: УГОЛЬЩИК И СУКНОВАЛ.
»Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его, угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: «Нет, никак это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею».
(Басня показывает, что вещи несхожие несовместимы).
Борис, вчера я был на экскурсии «Еврейский Франкфурт на Майне». В Новом Еврейском Музее на 3-м этаже я обнаружил среди высказывании противников еврейского народа цитату известного немецкого антииудаиста:
«В конечном счёте я требую, чтобы евреи, которым действительно хотелось бы стать гражданами (собственной страны), не столько от своей религиозной традиции не отказались, сколько подчинили бы её авторитету и законам (собственного) государства». Friedrich Schleiermacher (1768 — 1834).
Я не смог найти ничего враждебного, а скорее достаточно много рационального в этом высказывании. Израиль живет в современном глобальном мире и вынужден конкурировать с другими нациями. Все члены общества, как пчелы, должны приносить материальную прибыль. Даже в природе в одном улее существует только единственная пчела-королева. Если только 50% харедим работают, то для меня это рационально необъяснимо. Я уже когда-то Вам писал, что великий Раши до конца жизни прилежно работал на своих виноградниках и презренная работа не испортила качество его комментариев.
Вы, правда, хотя и поставили этот вопрос, но так и не сумели достаточно ясно объяснить, почему «нормальная» работа в обществе является помехой для изучения Торы. Почему бы харедим не жить по правилу Бенедикта Нурсийского — «Ora et labora» — который в VI веке основал орден бенедиктинцев? Так, например, молитва по правилам и догме бенедиктинцев «не заменяет работу и наоборот, однако создается связь и взаимное влияние, которые подтверждают существенное доверие к обоим». Речь идет о «стремлении к зрелости и освящению во взаимопроникновении молитвы и работы«. Почему одно занятие исключает или хотя бы в чем-то мешает другому?
Fritz: вопрос работы и службы в армии харедим — в процессе решения, и я доверяю людям, занимающимся его решением.
Я писал о другом: решение проблемы отсутствия работ в будущем, и вариант решения её — йешивы для желающих.
Борис, в сердце я с Вами, но Хашем видимо не собирается создать рай на земле где работает только тот, кто хочет и «каждому по потребностям». Однако желания и новые потребности людей развиваются скорее, чем производительность труда. О создании новых товаров и услуг заботится капитализм с его неистребимой погоней за прибылью. Пока будет существовать капитализм, работы хватит на всех.