… И повторять с умным (мрачным) видом сто раз повторенные банальности
В сто первый раз скажешь и, глядишь, за умного сойдешь. Это все, что нужно знать об Александре Гордоне. Пришел к этому выводу после просмотра интервью по-настоящему умного Дудя с «главным интеллектуалом российского телевидения». А еще запомнились довольно-таки дурацкие, ну или циничные высказывания типа:
«Страна большая, а народу нет».
«Плевать на репутацию, давно плевать на репутацию».
И постоянным рефреном:
«Ради денег, ради денег, ради денег…»
Из высказываний по еврейскому вопросу:
«В официальном смысле я полукровок — по отцу. Но он себя евреем никогда не считал, а я — тем более. Потому что это — как вам сказать? Это дело самоопределения: к какой национальности себя относить. Когда меня записывают в евреи, я активно сопротивляюсь. У меня нет ничего, что давало бы основания говорить о себе как о еврее: ни соответствующей веры, ни культуры, ни языка, ни — как это называется? — отсутствия крайней плоти, ни кипы на голове. То есть абсолютно ничего… Я никогда не чувствовал и не говорил о себе как о еврее. Если не считать раннюю молодость: когда мне было 17 лет, в этом был эпатаж, это было модно. Более того, мне официально было отказано в статусе еврея, когда я больше десяти лет назад покидал нашу великую родину. В городе Вене, по дороге в Израиль, мне популярно объяснили это на пальцах. Мне сказали: твоя мама русская, значит, ты не еврей…»
«Люди не должны думать о национальности. А происхождение волн антисемитизма в России абсолютно понятно. Это реакция на публичное бесстыдство: еврейские междусобойчики и шутки на соответствующие темы. Я имею в виду юмористическую передачу, в которой собирались, скажем, Шифрин, Шендерович, Хазанов, всех не перечислишь. И начинаются местечковые шутки о том, какие они замечательные и хитрые: мы такие, мы сякие. А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм. Или, к примеру, состоялось сборище около Хоральной синагоги в Москве в поддержку действий Израиля в Палестине. Фантастическое бесстыдство, я считаю. Это все равно что во время Второй мировой войны в Соединенных Штатах в католическом храме собрались бы немцы в поддержку Гитлера. Это то же самое…».
«Мне кажется, что вопросы крови гипертрофированно важны для людей, которые сами из себя ничего в жизни не представляют. Потому что очень легко почивать на лаврах великих предков. Это относится как к тем, кто считает себя евреем в восьмом колене, так и ко всем остальным… Я очень хорошо знаю некоторых людей, которые, кроме того что они евреи, больше ничего о себе сказать не могут, и говорят это громко и настойчиво. Я с уважением отношусь к любой религии и к любой нации, если человек, заявляя о своей принадлежности к религии или к нации, ставит это на последнее место. То есть, если сначала он представляется, говорит, кто он такой, кто его родители, что он успел сделать в этой жизни, а вот уже в конце он может добавить о себе: а я при этом казах еще, или мусульманин, или еврей, или православный христианин… Поэтому, когда меня спрашивают, кто я, я отвечаю, что меня зовут Александр, а фамилия моя Гордон».
«Я не могу назвать себя антисемитом даже в шутку. По той простой причине, что я людей недолюбливаю вообще, то есть я — антирусский, антитатарин — одним словом, мизантроп. Я часто высказываюсь против политиков Государства Израиль. Но антисемитизма в этом нет. Мне кажется, что Израиль — это искусственное образование. В этом я тоже Америки не открываю. Большинство ортодоксальных евреев США — я это утверждаю как человек, живший в Америке, — тоже не признают Государства Израиль, поскольку Храм еще не построен. Мессия не пришел — нечего там делать».
«У еврейской мечты о равенстве с народами диаспоры длинная и горькая история. Эмансипация расширила пространство проживания евреев, их занятия и образование. Они разбивали стены гетто, выходили из местечек черты оседлости и читали множество книг на разных языках в дополнение к чтению священных книг еврейского народа, а постепенно и вместо последних. Они боролись за гражданские права и уравнение в правах с неевреями. Они изучили язык «своей» страны на уровне родного. Они читали и создавали литературу «своей» страны, добивались успехов в науке, философии, просвещении, бизнесе, искусстве и даже в политике. Но они путали знание языка, литературы и истории страны, где родились и проживали, с комплексом чувств, испытываемых по отношению к родине. Долгие годы пребывания в стране, жизнь в ней поколений предков, не превращали их в коренное население, а оставляли на них клеймо чужаков».
Лев СИМКИН, Isrageo.com