В Москве, в семье Веры Исааковны Майминой и известного кинооператора, профессора ВГИКа Бориса Израйлевича Волчека (фильмы «Тринадцать», «Ленин в октябре», «Белый клык», «Командир «Счастливой щуки») 19 декабря 1933 года родилась Галина Волчек — актриса, режиссер, с 1972 года — главный режиссер театра «Современник», с 1989 — его художественный руководитель, народная артистка СССР.
Галина окончила школу-студию МХАТ (курс А. Карева). В 1955 году вошла в группу основателей «Студии молодых актеров» (впоследствии — театр «Современник»). С 1956 года начала артистическую деятельность. Первая роль Волчек — «отрицательный» острохарактерный образ Нюрки-хлеборезки («Вечно живые» Виктора Розова).
Артистический почерк Галины Волчек отличается яркостью, запоминающимся колоритом, склонностью к изображению неординарных характеров, вырастающих до символа. Первая ее постановка — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона (1962) характеризовалась зрелым психологизмом, тонкой разработкой характеров. Совместно с главным режиссером «Современника» Олегом Ефремовым она поставила этапный для коллектива спектакль «Обыкновенная история» по роману И. Гончарова (1966).
В одном из телевизионных интервью Галина Борисовна рассказывала о том времени, когда 35 лет назад из театра ушел Олег Николаевич Ефремов: «… Мы остались «без руля» — это была трагическая ситуация для молодого «Современника». Ефремов руководил «Современником» 14 лет, кроме того, он был нашим учителем. Для нас это была трагедия — мы остались одни, без репертуара, потому что все драматурги — его друзья — все ушли с ним во МХАТ. И мы остались без ничего. Руководил театром худсовет, в котором я тоже принимала участие. Это были и Игорь Кваша, и Лиля Толмачёва, и я, и Олег Табаков, и Женя Евстигнеев, но тогда я поняла навсегда, что как бы ни были гениальны артисты-творцы, коллектив не может руководить театром… Коллективное руководство — это обречение на гибель.
И когда два года нашего этого «лебедь, рак и щука» прошло, на собрании труппы (тогда слова «выборы» не было) меня просто труппа приговорила к тому, чтобы я на это пошла. Я отказывалась… Я как будто предвидела все сложности, которые в моей жизни появятся, но мне ребята (как сейчас, помню эти интонации) говорили: «Мы тебе будем помогать. Нет, ты должна согласиться! Ты обязана, иначе театр… Но будет трудно».
И я, согласившись на эту судьбу, понимала, что роль руководителя — она всё равно роль обидчика. Какой бы человек ни был — всё равно… Всё равно, у кого-то больше ролей… Всё равно, кто-то более заметен… Всё равно, у кого-то выше зарплата… Всё равно, кого-то поощряют за что-то, а другого — нет, потому что Б-г не одарил его таким талантом… Ну и так далее. И я это понимаю. И поэтому обижаться… я не обижаюсь, я иногда огорчаюсь. Иногда очень расстраиваюсь, даже до внутренних ран — это бывает… Особенно когда непонимание приходит не извне, извне — я с этим давно смирилась. Я давно смирилась с тем, что у нас провозглашают моду на того или иного артиста, режиссера и т. д. Кому-то пришивают крылья, не успел он даже взлететь… Я за свою жизнь услышала и прочитала такого, чего мало кому пожелаю… Может быть, есть такие монстры, которые настолько в себе уверены, что им, что ни прочитай или что ни расскажи — им всё равно… А мне — нет…».
В 1970 — 1980 годы Галину Волчек, главным образом, интересует драматургия А. П. Чехова. Она ставит в духе трезвого пессимизма и юмора «Вишневый сад» (1976) и «Три сестры» (1982). Острая ироничность, преодоление привычного пафоса характеризовали эти постановки, прожитые Волчек, прежде всего, через актеров.
Другим этапным спектаклем стал «Эшелон» М. Рощина (1976). Постановка производила впечатление глубиной психологизма, показом каждодневного подвига самых обычных женщин, призванных войною к героизму. С огромной любовью режиссером и актерами раскрывался каждый женский характер, каждый поворот судьбы.
А в 1979 году Галина Борисовна с труппой американских актеров поставила «Эшелон» в США, в Хьюстоне. Это было первое приглашение советского режиссера за океан. Так «Современник» стал первым советским театром (после знаменитых гастролей МХТ в 1924 г.), гастролирующим на Бродвее в 1996 и 1997 годах. Кстати, театр был награжден общенациональной премией США в области драматического искусства — Drama Desk Award.
Большой общественный резонанс вызвал поставленный Галиной Волчек в 1989 году «Крутой маршрут» по книге Евгении Гинзбург. Обращение к теме репрессий не было для главного режиссера случайным: еще в 1973 году она поставила «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова — о культе личности.
Галина Волчек открыла для советской и российской сцены имена и произведения драматургов, ставших известными всей стране после дебюта в «Современнике» — уже упоминавшийся «Эшелон» и «Спешите делать добро» Михаила Рощина, «Обратная связь» Александра Гельмана, «Звезды на утреннем небе» Александра Галина, «Мурлин Мурло» и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды.
Галина Волчек широко известна как актриса, создавшая в театре и кино целый ряд ярких и запоминающихся образов. Среди ее наиболее значимых киноработ — роли в фильмах «Король Лир», «Вечно живые», «Русалочка», «Осенний марафон». В 2006 году Галина Волчек была награждена премией имени Г. А. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
«Еврейский Журнал»