О Здании Ченина и стиле Ар-деко в Нью-Йорке

Как заявил когда-то знаменитый комедиант Дэн Райс: «Живопись – это искусство, на которое можно смотреть; скульптура – искусство, вокруг которого можно обойти; а архитектура – искусство, сквозь которое можно пройти». И дело здесь даже вовсе не в том, что сквозь здание Ченина действительно можно пройти или даже войти сбоку. А в том, что и внутри, и снаружи мы можем любоваться его оформлением, выполненным в стиле Ар-деко, после того как его владелец Ирвин Ченин (в составе немногочисленной делегации архитекторов США) присутствовал в 1925 г. на знаменитой «Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства» («International Exhibition of Modern Decorative and Industrial Arts»). 

нь 1522(23)

Отсюда и пришло название пропагандированного там архитектурного стиля Ар-деко. Отчёты делегатов и помогли распространению его в Америке. После этого Ар-деко с триумфом стал распространяться по стране, но именно Нью-Йорк стал им одержим по-настоящему. Считается, что только небоскрёбов было возведено тогда более 150 зданий. А реальный отсчёт триумфального шествия ар-деко начался с возведения Ченин-билдинга, построенного в 1929 году на 42 улице, рядом с Центральным вокзалом. Отчего бы не взглянуть не него и не узнать его интересную историю.

Конечно, то, что именно Америка уже в XX столетии стала ведущей державой в развитии мировых архитектурных направлений и стилей – это поразительно. Ведь, чтобы преодолеть этот путь, Европе потребовалось несколько тысячелетий. Слегка громоздкие сооружения древнегреческих городов, акрополей и храмов, постепенно заменились там более изящными конструкциями древнего Рима, или «романской» архитектурой.

Повсеместное развитие христианства и востребованность соборного строительства привели к появлению готики, все элементы которой, по традиции, стремились вверх к небесам. А гражданское строительство ответило на это повсеместным развитием барокко, который затем всё более декорируясь, и, покрываясь золотом, преобразовался в рококо. Это была вершина. Теперь всё это оставалось приспособить к задачам нового времени. Начинается Возрождение, Ренессанс и Неоклассицизм. А коренное население Северной Америки тем временем ещё кочует и живёт в вигвамах, типи и хоганах. Но вот уже страну заполняют новые поселенцы, которые приносят с собой национальные нравы, обычаи и … архитектурные пристрастия. Потому в официальном строительстве страны, повторяя европейские каноны, преобладают элементы неоклассицизма и имперской Викторианской архитектуры. Однако, французская академия при возведении общественных зданий предлагает применение нового стиля – Боза́р (beaux-arts – изящных искусств). Фактически это стиль историзма, продолжающего традиции  итальянского ренессанса и французского барокко. Но, в отличие от них, использует в разных вариациях элементы обоих направлений. А развивающаяся техника уже позволяет использовать железобетон, металлические каркасы и лифты

. Параллельно зарождается знаменитая «Чикагская архитектурная школа» и с ней первые небоскрёбы и блистательные архитекторы Салливен и Райт. Они считают, что при возведении небоскрёбов требуется развивать совершенно новую архитектуру, способную отразить их своеобразие и совершенно новую эстетику. Но Чикагская всемирная промышленная выставка 1893 года, сделав ставку на развитие классических архитектурных форм и новомодного стиля Боза́ра, фактически делает невозможным развитие в Чикаго новых архитектурных идей.

Так архитектурная столица страны перемещается в Нью-Йорк. А с ней и новое направление Ар Нуво (Art nouveau нового искусства). Заявив о себе на одноимённой выставке «Art Nouveau at the 1900 Paris Exposition», оно, так и не успев сформироваться в окончательный стиль, стало приобретать всё больше почитателей в архитектурной среде Нью-Йорка. С приверженностью его к новым материалам и технологиям, отторжением достижений Викторианской архитектуры, ностальгией по ушедшей культуре Востока, Японии и Египта. При декларировании плавности и закруглённости линий, декоративности и и изысканности.

Однако, пришедшая Первая мировая война изменила не только нормы и эстетику жизни, но и архитектурный уклад. И здесь, на стыке бурного развития техники и возросшего после войны стремления к комфорту и роскоши при неограниченных возможностях использовать все предыдущие достижения мировой архитектуры и рождается новый стиль Ар-деко. Его основными отличиями становятся отказ от плавности и расплывчатости, с использованием традиционных строгих геометрических норм, насыщенностью цветов и применением глянцевых и лакированных поверхностей, гранита, мрамора, латуни, красного дерева, крокодиловой кожи и слоновой кости. Взгляните на изображения этих прекрасных женщин, и разница в стилях для вас сразу станет очевидна.

нь 1522(23)

Всё это можно было с успехом наблюдать на знаменитой Парижской «Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности» в 1925 г., которая (в первую очередь) стала триумфом французских дизайнеров и производителей. Первоначально её открытие предусматривалось в 1914 году, однако оно было отложено в связи с началом Первой мировой войны. В ней приняло участие большинство крупных европейских стран. Правда, американского павильона на выставке не было, поскольку в США решили, что страна недостаточно подготовлена для участия в ней. Тем не менее, это не помешало многим американским архитекторам не только посетить выставку, но и проникнувшись её идеями, стать активными пропагандистами стиля Ар-деко в США. Был среди них и 34-летний Ирвинг Ченин, выходец из семьи еврейских эмигрантов, прибывших в Америку с западной окраины Российской империи (из Полтавы). В 1915 году он завершил учёбу в инженерной школе Cooper Union, по специальности инженер строитель. И уже в 1919 году организовывает строительную компанию Chanin Construction Company, в которой были задействованы и его братья. И если Сэм и Аарон играли в ней второстепенные роли, то Генри был главным бухгалтером фирмы и осуществлял в ней все коммерческие операции. Начав в 1925 году, братья построили шесть театров на Бродвее. Ирвин был президентом Chanin Theaters Corporation, а его брат – казначеем. Хорошо владея ситуацией в театральной среде, они прекрасно знали, что самая престижная часть театрального Бродвея расположена в центральной части Манхэттена, между 40-й и 54-й улицами, захватывая Таймс-сквер. Этот промежуток, со старыми и современными театрами, ресторанами, выставочными залами и галереями называли Великим белым путём, в честь первых уличных фонарей, некогда осветивших его. Именно здесь они и построили свои театральные залы.

нь 1522(23)

Первым из них в 1925 г. был Richard Rodgers Theatre (бывший Chanin’s 46th Street Theatre), известный своими постановками «Чикаго», «Тарзан», «Сирано де Бержерак», «Гамильтон» и т. д. Затем Samuel J. Friedman Theatre (ранее Biltmore Theatre, построенный в 1925 на 47 St.), Brooks Atkinson Theatre (бывший Mansfield Theatre – в 1926 г. на 47 St.), John Golden Theatre (бывший Theatre Masque – в 1927 г. на 45 St.),  Royale Theatre  – в 1927 г. на 45 St., и  Majestic Theatre –  в 1927 г. на 44 St. И не просто строят, а принципиально меняют сложившуюся годами традицию организации входа публики в театр. Ведь в большинстве бродвейских театров для посетителей, купивших более дешевые билеты на балконы или антресоли, предусматривали отдельные входы (чтобы они не пересекались с более респектабельной публикой). Ченин же, в своих театрах предусматривал единый вход в общий вестибюль, откуда все посетители расходились по своим этажам. Объясняя это следующим образом: «У нас все входят в одну дверь. Заходите прямо внутрь независимо от того, есть ли при вас пятидолларовая купюра или пятидесятидолларовая. Ведь вы все часть аудитории – независимо от того, есть ли у вас миллион долларов или вы не обладаете большими деньгами».

Прекрасно понимая не только конструктивные особенности театральных зданий, но и сам театр, братья Ченины «видели современный город в драматических, а иногда и прямо театральных тонах, – говорил о них Кент Л. Барвик, президент Муниципального художественного общества. – Их здания только подчеркивают это качество. И они выглядят превосходно». Можно сказать, что весь Нью-Йорк был для Чениных большой сценой, и, возводя на ней свои театральные корпуса, они создавали вечно живую и органическую декорацию этого города. Ведь построенные ими театральные сооружения живы и сегодня, и их можно увидеть на тех же местах, что и почти столетие тому назад. И что ущё любопытно: с тех пор как Ченины завели в своих театрах систему вестибюлей и общего входа, этот порядок стал применяться во всех театрах Бродвея. Жив он и по сей день.

Конечно, появление на свет этого здания напрямую связано с восторженными впечатлениями от увиденного на Парижской выставке 1925 г. И о желании Чениных сразу же построить какое-либо сооружение, с использованием приёмов Ар-деко. Но почему именно с ним? Да потому, что он представлял огромные возможности для манёвра в использовании разнообразных форм и мотивов. Как позднее напишет Бивис Хилльер, один из исследователей памятников этой эпохи в США: «он был роскошным и аскетичным, архаичным и современным, буржуазным и массовым, реакционным и радикальным». Но братьям Чениным в 1925 – 1927 гг. было не до того.

О семье и судьбе

Конечно, о реальных причинах того, что происходило с Ирвином (Ицхаком) Чениным в детстве, сегодня можно только догадываться. Достоверно известно, что он родился в семье еврейских эмигрантов с Украины – Шимона Ханина и Зелды Ханиной (Злотник) в Бруклине 29 октября 1892 года. И, что в 1907 году, в возрасте 16 лет вернулся назад в Бруклин из Полтавы. Надо полагать, что Ирвин перемещался вместе с родителями, которые по семейным обстоятельствам решили какое-то время опять пожить в Полтаве, а затем вернулись назад. Через несколько лет его принимают в инженерную школу Cooper Union (где образование было бесплатным), которую он в 1915 г. завершает, став инженером строителем. И уже в 1919 году молодой Ченин организовывает строительную компанию Chanin Construction Company, в которой были задействованы и трое его братьев (их сёстры – Фая и Эдна с мужьями в семейном бизнесе не участвовали). Первую скрипку в нём играл Ирвин, а главным помощником, бухгалтером и коммерческим директором долгие годы был его брат Генри. Младшие братья Арон и Самуэль в фирме отвечали за организационные, транспортные и складские операции. Компания начала свою деятельность со строительства односемейных жилых домов в их родном бруклинском районе Бенсонхёрст.

Фото: samgrubersjewishartmonuments.blogspot.com
Фото: samgrubersjewishartmonuments.blogspot.com

Приобретая опыт и наращивая мощности, Ченины зарекомендовали себя как добросовестные и пунктуальные подрядчики, выполняющие работы в договорные сроки с хорошим качеством. Тем не менее, строительство сразу шести театральных зданий в короткий срок было для Ирвина серьёзным испытанием. И он не только справился с ним, но и стал с успехом примерять на себя функции архитектора. Однако, носящиеся в воздухе новые архитектурные идеи требовали более основательной подготовки, и главное – расширения кругозора. И он едет в Европу (Полтава не в счёт) и посещает Париж. Как раз во время прохождения там знаменитой Международной выставки декоративного и индустриального искусства. Конечно, всё увиденное поразило его: красочные павильоны, специализированные тематические выставки, распродажи, театральные представления и общее ощущение праздника и счастья на фоне удивительной красоты произведений Ар-деко. И он не только заряжается энергией этого праздника, но и принимает решение непременно построить в Америке, в родном Нью-Йорке, нечто подобное. А поскольку всё равно назрела необходимость строительства штаб-квартиры фирмы, то почему бы не совместить приятное с полезным. Тем более поработать в компании приличных архитекторов и декораторов. И он строит Chanin Building, чьё завершение имеет оглушительный успех. Но не останавливается на этом, желая перенести полученный опыт на жилые дома.

Вначале он в сложившуюся практику многоэтажного строительства офисных строений с использованием металлического каркаса внёс светские и красочные элементы Ар-деко, а теперь попытался внедрить этот опыт в строения жилых комплексов Majestic и The Century. Правда, с последним произошла некоторая заминка. Дело в том, что его должны были возвести на месте потерпевшего крах бывшего одноименного театра, но снос всё затягивался и затягивался. Неконец, в 1931 году всё разрешилось, но эта вынужденная задержка позволила в проект изящного двухбашенного небоскрёба (с горизонтально вертикальным членением), выполненного в стиле Ар-деко, внести изменения, позволяющие за счёт консольных перекрытий убрать боковые колонны. Появилась возможность создать большие угловые окна (впервые в практике строительства небоскрёбов), с видом на Центральный парк. Не говоря уже о том, что эти здания на долгие годы станут украшением всего района Central Park West. Можно сказать, что так было со всем, с чем бы ни соприкасался Ченин. От насосной станции муниципальной пожарной службы на Кони-Айленде до пригородной застройки Green Acres площадью 400 акров возле Valley Stream. Тем не менее, время безостановочно бежало вперёд, изменяя многое на своём пути. Включая архитектурные стили. И если Первая мировая война словно перечеркнула время Ар-нуво, то Вторая оставила позади себя Ар-деко. И это легко объяснимо.

Разрушенные войной или возрождающиеся из пепла города требовали быстрого решения строительных проблем, а значит простых в возведении и незатейливых сооружений. И бежавшие от нацизма 30-х годов европейские архитекторы, среди них было много евреев, сумели быстро ответить на эти вызовы. И, если в 20-х годах прошлого столетия США уверенно приняли эстафету активного развития Ар-деко, то новый стиль, получивший название «международного» или «интернационального», только в «Белом городе» Тель-Авива оставил после себя около четырёх тысяч построек. Его главными чертами были: приверженность прямоугольной форме, с использованием только 90-градусных углов, применение ленточного остекления и, главное – полное отсутствие каких-бы то ни было декоративных элементов. Поскольку изменение стилей чаще всего закреплялось на международных выставках, то на этот раз его шествие по миру (а это уже отразилось в названии, поскольку какие национальные особенности могут быть в столь знакомой нам «строительной коробке»?) было закреплено в марте 1932 года, зкспозицией «Современная архитектура: Международная выставка», представленной в музее МоМА Нью-Йорка.

Ирвинг Ченин (слева) и его брат Генри (справа) — у металлической рамы Ченин-билдинг — вворачивают две последние золотые заклепки. Фото: George Rinhart/Corbis. gettyimages.dk)
Ирвинг Ченин (слева) и его брат Генри
(справа) — у металлической рамы
Ченин-билдинг — вворачивают две
последние золотые заклепки. Фото:
George Rinhart/Corbis. gettyimages.dk)

И тогда Ченин (поскольку строения в Ар-деко в 60-у годы уже были невостребованы) решил на старости лет (уже в качестве архитектора) поучаствовать в возведении здания 42-этажного Всемирного центра одежды на Бродвее World Apparel Center, между 39-й и 40-й улицами. На этом месте, до своего переезда в Линкольн центр, располагался знаменитый театр Метрополитен-опера. Ныне, это самый центр Garment District (швейного района) перед которым и расположились две характеризующие его скульптуры: символическая «Пуговица с иголкой» и «Портной за швейной машинкой». Ему было тогда 78 лет. Но он не переставал трудиться и ежедневно почти до самой смерти посещал свой рабочий кабинет. К тому времени бюро уже поменяло место дислокации и размещалось в 32-этажном здании комплекса Century.

А к 90-летию знаменитый Cooper Union в честь признания заслуг Ирвина С. Ченина присвоил его имя своей архитектурной школе. Удалось ему и дожить до того времени, когда ряд его работ – в том числе Century, интерьер Beacon, интерьеры и экстерьеры большинства бродвейских домов и даже насосная станция Кони-Айленда – получили официальный статус памятников архитектуры. Совсем немногим архитекторам удавалось дойти до такого дня – ведь представленное для участия в конкурсе здание должно иметь возраст не менее 30 лет. Создавалось такое впечатление, что он и не думал об уходе на пенсию. Его коллеги вспоминали о том, что «даже в преклонном возрасте он был вынослив и полон нервной энергии. У вас создавалось ощущение, что за его толстыми стеклами очков скрывается 150 хороших новых строительных идей». Существовало мнение, что именно столько небоскрёбов в Нью-Йоре было построено в Ар-деко. Но 24 Февраля 1988 года он внезапно уйдёт из жизни. Наверное, так и должны уходить хорошие люди, без мук и болезней. В некрологе будет написано: «По словам его семьи, Ирвин С. Ченин, архитектор и строитель, чья линия горизонта была сформирована «джазовыми башнями» в стиле Ар-деко и чьим наследием Бродвею стали полдюжины элегантных театров, умер естественной смертью в среду в своем Манхэттенском доме. Ему было 96 лет. Похороны состоятся в Свободной синагоге Стивена Уайза, 30 West 68 Street».

Фото: www.nyc-architecture.com
Фото: www.nyc-architecture.com

Фирму примет его сын Марси Ченин, менеджер по недвижимости, главный юрист фирмы и филантроп (завершивший Вторую мировую войну в чине подполковника), член национального исполнительного комитета Американского еврейского конгресса. Он был известен тем, что оказывал серьёзную поддержку Иешива-университету, Хантер-колледжу и Техниону Израильского технологического института в Хайфе. Марси сменил отца на посту президента, но ушел из жизни спустя всего 9 лет в 1997 году. Его единственный брат имел собственную строительную фирму далеко от дома, на побережье Палм-Бич. А две родные сестры участия в фирме так же не принимали.

Но дело вовсе не в фирме, а в той памяти, которая сохранилась об их отце в благодарных сердцах ньюйоркцев. Начало было положено возведением Ирвином Чениным шести театральных корпусов на Бродвее и продолжено зданием Chаnin Building. 2 июля 1928 года в нём были завершены работы по возведению каркаса, и в честь этого события братьями Чениными были вбиты в металлическую раму две последние золотые заклепки. Можно считать, что с этого момента начался «золотой век» Ар-деко в Нью-Йорке. Ведь братья Ченины были не просто строителями, а настоящими театралами, и прекрасный Манхэттен представлялся им огромной сценой, на которой им было отмерено судьбой водрузить прекрасные нетленные декорации. Не на какой-то, пусть и продолжающийся многие годы театральный сезон, а на вечность. Как сказал Кент Л. Барвик, президент Муниципального художественного общества: «Они видели современный город в драматических, а иногда и прямо театральных тонах. Их здания подчеркивают это качество. И они превосходны». Взгляните ещё раз на фотографию Chenin Building, выполненную сверху, и вы почувствуете как органично и элегантно это здание. Так, в малозначительной толпе, взгляд мгновенно выхватывает образ безукоризненного джентльмена, в благородном облике которого всё так исключительно и безоговорочно, цельно и достойно.

И можно понять, когда о таких безусловных лидерах стиля, как Empire State Building, шпиль которого декорирован элементами в виде крыльев, или Chrysler Building, орнаментальные своды которого повторяют внешний вид колпаков на колесах машин Chrysler 20-х годов, говорят, что если бы к их запоминающимся башням добавить декоративный рисунок нижних этажей Chenin Building, то это были бы творения мирового уровня. Но, к сожалению, это невозможно изменить. Да эти здания и без этого являются мировыми шедеврами. Потому что, именно они создают ту безусловную культурную ауру и чувство признательности и уважения к Мекке небоскрёбов, огромному Нью-Йорку. И в их ряду особое место занимают и Chenin Building, и сотворивший его Ирвин Ченин, в числе первых открывший городу и миру возможности этого замечательного стиля – Ар-деко, с его девизом: выше, красивее, динамичней, декоративней и, конечно, богаче. А значит, всё ближе и ближе к достижению «американской мечты».

Леонид РАЕВСКИЙ, журналист, автор путеводителей и гид

20a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора