В нашей жизни чтобы понять суть, очень важно правильно поставить вопрос.
Может ли человек прожить без… (книг, Интернета, семьи, еды, молитвы, Торы)? Ответ: Вс-вышний дал человеку уникальную способность приспособляемости почти к любым условиям.
Конечно, без еды и воздуха (соответственно — работы, чтобы заработать на еду и жилье) человек прожить не может. Но если у него отобрать большинство ресурсов (или просто он не столкнется с ними в течение жизни), и он поймет, что ему их не получить, человек приспособится к этой ситуации, и его взгляд на мир сузится до доступной реальности. Постепенно человек привыкнет, и ему покажется, что эта «усеченная» жизнь — нормальная.
Классический пример из Торы — Египет. На иврите Египет — «Мицраим», что означает узость — ограниченность. Евреи, став самыми притесняемыми в Египте, постепенно привыкли и смирились с этим.
Современный пример — Советский Союз. У нас, евреев, был отобран доступ к многим вещам, в том числе к своей традиции. Мы смирились, и у нас сформировался усеченный взгляд на мир.
Зададим важный вопрос: хорошо ли это? Ответ, как всегда, зависит от ситуации. Если вы в горном походе, и вам нужен минимум еды и удобства, то мы можем освоиться в таких условиях. Но… современный мир развивается, привнося все новые и новые ресурсы. И если человек не будет способен «раздвинуть» свою усеченную картину мира, чтобы вместить новые возможности, то это будет обидно. Плюс — в нашей жизни есть конкуренция, и, лишая себя доступа к новым ресурсам, мы можем проиграть.
Итак, в современном свободном мире цель — не выживать, а добавлять новые ресурсы и умело ими пользоваться.
Чтобы человек захотел расширить свой арсенал, ему нужно пройти два этапа: сначала разломать старую модель (Мицраим-узость), к которой привык, а после этого — понять и освоить новые возможности.
Новые ресурсы бывают разные. Технические (Интернет, мобильная связь…), психологические (НЛП, гештальт, психосинтез…). Духовные. Интересно, что в последнее время возник интерес к «старо-новым» духовным ресурсам. Самые популярные — дзен-буддизм, медитация, New Age и, наконец, Каббала.
Не случайно интерес к духовности проявился в последние годы. Человечество все больше переходит от идей выживания к идеям развития и ищет его на разных путях.
Что такое духовные ресурсы?
Человек состоит из двух субличностей. Одна — животное начало, которое объединяет нас с миром животных. Мы едим, пьем, спим, размножаемся. Что есть аналог охоты (добычи еды)? Для человека — это «охота» на заработок, т. е. работа. Итак, если работа только ради денег, чтобы на них купить «гнездо» и еду — это тоже попадает в сферу животного начала. Животные ресурсы — ограничены. У меня увеличивается, у другого — уменьшается.
В мире конкуренции это часто приводит к нервному напряжению. Человеческое — это духовная сфера, которая отличает нас от животных. И в ней закон другой: чем больше этого у меня, тем больше и лучше — другим. Сюда входят положительные эмоции. Входят наши способности, особенно психические. Входит наш интеллект. И входит сила воли. Наша триада (см. схему сфирот) — воля, интеллект, характер.
Самым эффективным «развивателем» духовных ресурсов является еврейская традиция. Но она — многоуровневая. В ней есть внешние формы, которые со стороны выглядят как набор ритуалов и запретов.
И есть глубинные уровни (психологический и мистический), которые, используя данные традицией формы, могут поднять человека на высочайший уровень. У этих механизмов есть две грани. Первая — поставить ограничения стремлению животного начала — монополизировать нас. И вторая — развить духовную триаду: волю, интеллект, характер.
И, вырываясь из теснины «старосоветского» восприятия мира, мы можем попасть на просторы духовного роста.