«Я создал народ вечный…»

Продолжение. Начало в № 804

В момент строительства Вавилонской башни нашему праотцу Аврааму было 48 лет и звался он Аврамом. Иври (еврей) называет его Тора еще и потому, что сохранил он иврит, язык Б-га. Б-г избрал Авраама, как за века до него Ноаха. Но если Ноах был выбран Всевышним за свои заслуги, за праведность — с «Б-гом ходил Ноах», — говорится в Торе, то Авраам был избран не «за», но «для» — для того, чтобы стать родоначальником того народа, который впоследствии будет избран Всевышним, чтобы через него нести в мир Б-жественное слово. От рождения Авраама в 1948АМ и до Синайского откровения в 2448АМ, когда стали потомки его избранным народом, прошло ровно 500 лет. Не будем удивляться терпению Всевышнего, вспомним, что говорил Ему Моше: «Тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний»… (Псалмы, 90:4).

«Судьба еврейского народа необъяснима позитивистически и явно указует на провиденциальный план истории. И загадка этой таинственной судьбы не может быть разрешена иначе, как религиозно…», — пишет Николай Бердяев («Философия свободы», гл. 5. в книге «Судьба России», Москва, Эксмо-Пресс, 1999).

Еврею, знающему Тору, это хорошо известно. Вся наша история свидетельствует о том, что Всевышний непосредственно управляет нашей жизнью. Эту мысль выражает первая фраза важнейшей еврейской молитвы «Шма»: «Шма, Исраэль, Хашем — Элохейну, Хашем Эхад!» («Слушай, Израиль: Г-сподь (есть) Б-г наш, Г-сподь один!»). На первый взгляд, слова «Г-сподь есть Б-г» — всего лишь тавтология. В действительности это глубочайшая формула. Дело в том, что слова «Б-г наш» (на иврите Элохейну) выражают проявление Всевышнего в нашем мире в качестве Судьи. В этом случае Он действует посредством сил и законов природы, Им же и сотворенных: «Элох» — сила (ивр.), «Элохейну» — «Силы наши». Слово же «Г-сподь» (на иврите «Ад-най», но во всех случаях, кроме молитвы, мы произносим «Хашем», что значит «Имя») используется в Торе всегда, когда Всевышний действует непосредственно Сам, совершая чудеса, т. е., нарушая законы природы: Сотворение Адама из праха земли, Всемирный потоп, горящий и несгорающий куст, десять казней египетских, разверзшееся море, Синайское Откровение и т. д. Таким образом, слова «Слушай Израиль: Г-сподь — Б-г наш» означают, что в отношении Израиля Всевышний проявляет Себя непосредственно. Поэтому и неприложимы к нам, евреям, законы материальной истории, что вызвало такое недоумение Николая Бердяева.

Итак, Б-г избрал нас, мы нужны Ему: «Вы — свидетели Мои», — говорит Он пророку Иешаягу (43:10). Своим существованием мы свидетельствуем, что народ, который служит Б-гу и являет миру добрый пример, способен выжить, даже будучи малочисленным, как бы ни старались уничтожить его другие народы. Две выделенные буквы в написании первой фразы молитвы «Шма» образуют слово «эд» — свидетель. Вся наша история — это история многочисленных попыток уничтожить нас, и масштабы еврейского мученичества и его интенсивность не имеют аналога в истории человечества (Рабби Арье Каплан «Зачем нужны евреи»). Мы пережили 7 больших империй, пытавшихся нас уничтожить: Египет, Вавилон, Ассирию, Грецию, Рим, нацистскую Германию, СССР.

В каждом поколении встают те, кто хотят погубить нас (Пасхальная агада). Но «не спит и не дремлет Страж Израиля» (Псамы, 121:4).

«Г-сподь — защита моя» (там же, 91:9). «Я создал народ вечный», — сказал Творец пророку Иешаягу (44:7), а пророку Ирмеягу (2:3) разъяснил: «Исраэль — святыня Г-спода… Все поедающие его будут осуждены, бедствие придет на них».

И вот мы живы, и нет у нас ровесников в истории. И всякий раз, преодолевая смертельную опасность, теряя до трети своего народа в каждой катастрофе, мы продолжаем жить после исчезновения этих империй. Вот как видится наша история А. И. Куприну, не отличавшемуся, как известно, избыточным филосемитизмом (уже цитировавшийся рассказ «Жидовка»): «Сквозь десятки столетий прошел он (еврейский народ — С. Д.), ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных Б-жественных книг, сохранил мистическую азбуку, от самого начертания которой веет тысячелетней давностью!»… «… Он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предписание».

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора