По ту сторону Иордана

Фото:  evreimir.com

Двумя разделами «Матот» и «Масеэй» завершается книга «Бамидбар». Со следующей недели и до осеннего праздника «Симхат-Тора» в синагогах будут читать пятую заключительную часть Пятикнижия — «Дварим» (в русской традиции «Второзаконие»).

«Матот»

Перед вступлением евреев в Эрец-Исраэль Моше объясняет законы обетов и клятв, в частности, когда клятва, данная женщиной, может быть отменена ее отцом или мужем. Затем евреи вступают в войну с мидьянитянами. Ополчение из 12 тысяч воинов, по тысяче от каждого колена, одерживает уверенную победу над врагом. Гибнут все мужчины Мидьяна, пять их царей, а также пророк Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев в разделе «Балак». Ополчение возвращается в стан с богатыми трофеями, однако Моше осуждает командиров за то, что они оставили в живых женщин Мидьяна, стремившихся совратить сынов Израиля и склонить их к идолопоклонству. После подсчета и распределения трофеев начальники тысяч и сотен докладывают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и для искупления своих грехов они приносят к Шатру Откровения дары из золота. Представители колен Гада и Реувена просят оставить их в Заиорданье, где есть обширные пастбища для скота. Моше опасается повторения греха разведчиков и вначале отказывает им, но потом соглашается, получив заверения от обоих колен, что они примут активное участие в завоевательных войнах с ханаанскими племенами в Эрец-Исраэль, и лишь затем вернутся на восточный берег Иордана.

«Масеэй»

Тора перечисляет все сорок две стоянки сынов Израиля в их сорокалетних странствиях по пустыне. Б-г велит им изгнать ханаанские народы из Эрец-Исраэль и уничтожить объекты языческих культов. Он предупреждает, что, если евреи оставят ханаанеев в стране, те станут «колючками в глазах и шипами в боках ваших». Установив границы Страны Израиля, Б-г велит выделить безземельным левитам 48 городов, шесть из которых будут использоваться как убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Дочери Цлофхада выходят замуж за представителей своего колена, чтобы закрепить свои земельные наделы за коленом Менаше. Так заканчивается книга «Бамидбар».

***

«И сказали они: «Если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение. Не переводи нас через Иордан» (32:5).

С такой просьбой обратились к Моше сыны Гада и Реувена, желавшие получить свой наследный удел в Заиорданье, а не в Ханаане, который называют теперь Западным берегом реки Иордан.

Но ведь эморейские цари Сихон и Ог, чьи владения находились к востоку от реки, уже были разгромлены, а их подданные входили в число семи народов, земли которых Б-г уже обещал праотцу Аврааму. Почему же требовалось особое разрешение на поселение в этих землях? Уместно также спросить: что намеревался делать Моше с территорией эмореев, которая была успешно захвачена и еще не была выделена ни одному колену?

Ответ мы находим в комментарии РАМБАНа (рабби Моше бен-Нахман, 1194 — 1270, Испания) на обращение Моше-рабейну к Сихону (см. раздел «Хукат», 21:22): «Позволь мне пройти через страну твою! Не свернем мы на поля и виноградники, не будем пить воды из колодцев; главной дорогой пойдем, пока не перейдем границы твоей». Сихон не разрешил сынам Израиля пройти через его границу, выступил с войском против них и был разгромлен, а его царство было захвачено «от Арнона до Ябока».

РАМБАН пишет: «Обращение к Сихону было личной инициативой Моше. Тем самым он хотел умиротворить эморейцев, избежать конфликта. Однако земли Сихона и Ога, страны эмореев, уже были обещаны Б-гом еврейскому народу как часть его наследия. Поэтому, строго говоря, если бы Сихон принял условия Моше и открыл свои границы, то все жители городов оказались бы в подчинении у сынов Израиля и платили бы им дань. Только Моше знал, что евреям не суждено захватить все десять обещанных царств (включая Амон, Моав и Эдом). Поэтому он хотел, чтобы они захватили всю территорию на западном берегу Иордана и жили компактно вместе на общей территории. Именно западный берег Тора называет страной, «текущей молоком и медом».

Если бы сыны Реувена и Гада не попросили для себя эти земли, они остались бы пустыми, незаселенными. (Другие комментаторы высказывают предположение, что Моше намеревался использовать их в качестве пастбищ для скота всех израильских колен.)

Кроме того, мудрецы говорили, обсуждая десять уровней святости Эрец-Исраэль, что в Заиорданье нельзя построить Храм — Шехина, Б-жественное присутствие, не вселится в него.

Это утверждение нельзя понимать буквально: ведь Храм нельзя строить нигде кроме Иерусалима, а до того, как Иерусалим был выбран Б-гом, заменявшее его святилище могло располагаться только в Шило.

Поэтому речь шла, скорее всего, не о Храме, а о «баме», возвышении для принесения жертв, которое разрешалось ставить в любом месте Эрец-Исраэль до святилища в Шило и в период между святилищем в Шило и Храмом в Иерусалиме.

Наследие Гада и Реувена

«И сказал им Моше: «Если перейдут сыны Гада и Реувена с вами через Иордан, каждый из них готовый к войне пред Б-гом, и покорена будет страна перед вами, то отдайте им страну Гильад во владение» (32:29). В тот момент, объясняет РАМБАН, Моше не собирался отдать все земли Сихона и Ога сынам Гада и Реувена. Он выделил им только некоторые города в Гильаде, вокруг которых располагались прекрасные пастбища для их скота. Далее в главе 32 указываются поименно эти города. Они укрепили их, дали им новые названия и поселили в них своих жен и детей.

Моше оставил указания своему приемнику Иегошуа бин-Нуну и предводителям израильских колен, чтобы они отдали сынам Гада и Реувена остальные земли после того как те выполнят свое обязательство участвовать в покорении западного берега (сам он не мог перейти Иордан и по приговору Б-га должен был умереть к востоку от реки).

Позже Моше выделил часть заиорданских земель представителям колена Менаше, которые вызвались присоединиться к Гаду и Реувену и участвовать в заселении огромной территории, которая была слишком велика для двух колен.

Если бы сыны Гада и Реувена отказались от своего обязательства — перейти Иордан на его западный берег и встать во главе наступающих войск, то Иегошуа должен был (уже в отсутствие Моше) выселить женщин и детей этих колен из эморейских городов, если потребуется, силой, и перевести их вместе с другими коленами в Ханаан, где они получили бы свои наследные уделы наравне со всеми другими коленами.

Когда-то у боевой сионистской организации «Бейтар» был девиз, заимствованный позже партией «Херут», ныне «Ликуд»: «Два берега у Иордана, и оба наши». Сегодня о двух берегах никто не говорит — нам бы закрепиться хоть на западном берегу.

Сказано — будет сделано

«Повели сынам Израиля и скажи им: когда придете вы в страну Ханаан…» (34:2). Говорил Всевышний Моше-рабейну: «Эта страна дорога Мне (как сказано в книге «Дварим», 11:12: «Страна, о которой Б-г заботится всегда; глаза Б-га на ней от начала года и до конца года»). «Но и сыны Израиля тоже дороги Мне», — добавил Он (как сказано в той же книге, 7:8: «Но из любви Б-га к вам…».

Поэтому Всевышний обещал: «И приведу Я детей Моих, которые дороги Мне, в страну, которая дорога Мне». Откуда мы это знаем? Из приведенной выше фразы сегодняшнего раздела Торы: «… когда придете вы в страну Ханаан».

Сыны Израиля были изгнаны за свои грехи от врат города. Но когда придет время: «Даже если будут изгнанники твои на краю неба, то и оттуда соберет тебя Б-г, и оттуда возьмет тебя» (Дварим, 30:4). И сказал также пророк Иешаягу: «И избавленные Г-сподом возвратятся, и придут в Сион с ликованием!…»

16a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора