— Тремя качествами можно проверить человека: через деньги (кесэф), через гнев, ярость (каас) и через стакан (кос). Особенно этим методом проверки рекомендуют воспользоваться при окончательном выборе супруга. Мой вопрос: как практически можно воспользоваться подобным методом? Использовали ли Вы в своей раввинской практике что-то подобное? Если да, то как?
С уважением, Элеонора. Рига
— В Талмуде наши Учителя действительно говорят, что три близких по звучанию слова —кесэф, каас, кос — в определенном смысле могут служить неким индикатором оценки человека.Что они имели в виду? Кратко разберемся в каждом из обозначенных понятий. Кесэф (деньги). Отношение к ним помогают раскрыть в человеке такую черту, как, скажем, жадность, скаредность. И прежде всего, показатель здесь — дает еврей или не дает цдаку (пожертвование на благородные цели, и в первую очередь — на распространение Торы в мире). И если дает — то сколько (положено отделять не менее 10-ти процентов от месячного дохода). Впрочем, даже если еврей отделяет положенную сумму и передает ее в организацию, частному лицу и т.п., имеет значение и то, как он это делает. То есть — с каким настроением. Радует это его или, наоборот, огорчает, когда на лице его «кислая мина», выражающая, что он расстается с деньгами, выполняя «тяжкую обязанность».
Каас (гнев, раздражительность, злобность). Проявление этого свойства нередко вскрывает в человеке нетерпимость, свидетельствуя о том, что у него отсутствует осознанное понимание, что в общении с близкими и окружающими следует быть добрым, в чем-то снисходительным, готовым простить другому ту или иную оплошность. Да и вообще — что он не умеет не концентрировать внимание на всяческих, не слишком опасных негативных явлениях. Одним словом и по большому счету — этот «индикатор» указывает на явную недостаточность веры в Творца. А, возможно — и на подсознательное признание, что в мире существуют какие-то автономные от Всевышнего негативные силы.
И, наконец — кос. Тут подразумевается склонность к употреблению алкоголя, которое становится для человека средством, позволяющим, как ему кажется, убежать от реальности, забыться, отрешиться от этого мира и перенестись в какой-то иной, воображаемый мир, в котором «все хорошо». Эти три упомянутые в Талмуде «качества» иногда могут присутствовать в одном человеке. Но довольно часто бывает, что у него — только одна или две из названных черт. Не слышал о том, чтобы кто-то всерьез использовал эту «методику» в процессе поиска пары для создания семьи. При том, что здравомыслящему человеку ясно, что все эти свойства — негативные.
В Торе рассказывается, как Элиэзер, слуга Авраама, определил, что Ривка вполне подходит в жены Ицхаку, сыну Авраама. Он, среди прочего, отметил в ней доброту. В еврейской традиции это свойство считается очень важным, и понимание этого укрепилось в нашем народе. Подводя некий итог сказанному, подчеркну, что каждому из нас следует стремиться к тому, чтобы научиться правильно оценивать этические качества человека. И не только те, о которых здесь говорилось, но и другие…
Отвечал Рав Элиягу Эссас