КУЛЬТ НЕВЕРНОСТИ («Балак»)

Существует выраженная корреляция между моногамией и монотеизмом с одной стороны и полигамией и политеизмом – с другой.

Право ревнителя

Недельное чтение «Балак» закончивается описанием оргии, в которую, по совету Билама, моавитяне вовлекли израильтян: «И начал народ блудодействовать с дочерьми Моава, и приглашали они народ к жертвам божеств своих; и ел народ, и поклонялся божествам их. И прилепился Израиль к Баал-Пеору. И возгорелся гнев Господень на Израиля. И Господь сказал Моше: возьми всех начальников народа и повесь их Господу пред солнцем, и отвратится ярость гнева Господня от Израиля. И сказал Моше судьям Израиля: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Баал-Пеору. И вот некто из сынов Израиля пришел и подвел к братьям своим Мидьянитянку пред глазами Моше и пред глазами всей общины сынов Израиля, а они плакали у входа шатра соборного. И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за Израильтянином в нишу, и пронзил обоих их, израильтянина и женщину в чрево ее; и прекратился мор среди сынов Израиля». (25:1-8)
Итак, оргия была остановлена убийством двух ее участников.
Далее – в следующей главе – поступок Пинхаса, удостаивается высшей похвалы: «И Господь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израилевых, вступившись за Меня среди них; и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира» (25:10-12).
Слова эти могут вызвать недоумение. Если бы Пинхас убил женщину, изменяющую своему мужу, и ее любовника, то его вроде бы еще можно было понять – неверная жена и ее любовник по закону подлежат смерти. Внебрачные связи, разумеется, также запрещены, как сказано: «Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и да не будет блудника из сыновей Израиля» (Дварим 23:18). Но за внебрачные связи по законам Торы все же не казнят. Почему же Пинхас удостоился похвалы, а не порицания?
Смысл этого эпизода заключается в том, что все, включая Моше, в ту минуту растерялись, позабыли галаху, и только Пинхас сумел вспомнить ее. Он сказал Моше: Я узнал от тебя, что если еврей вступил в сношение с язычницей, то ревнители закона могут убить его. Моше ответил, что тот, кто вспомнил закон, и должен его исполнить. (см Раши к Бамидбар, 25: 7).
Иными словами, любовники были казнены, потому что их действие являлось не просто блудом, но было также и идолослужением, как сказано: «прилепился Израиль к Баал-Пеору».
Не случайно в приведенном выше законе о запрете блуда используется не слово «зона» (блудница, распутница), а «кдеша», что, по крайней мере, в исходном значении можно перевести как «храмовая проститутка», а кроме того, закон этот упоминается в связи с эпизодом совращения сынов Израиля моавитянами (Дварим 23:4-7)
Закон о правах ревнителя невозможно до конца понять без знания особенностей языческих земледельческих культов, одним из которых был моавитский культ Баал-Пеора. А именно без осознания того, что все земледельческие культы держались верой в любовные отношения между небом и землей, совокупляющимися посредством семени-дождя, и подразумевавшими соответствующую симпатическую магию.
Афанасьев в «Древе жизни» пишет: «Признавая Небо и Землю супружеской четою, первобытные племена в дожде, падающем с воздушных высот на поля и нивы, должны были увидеть мужское семя, изливаемое небесным богом в свою подругу; воспринимая это семя, оплодотворяясь им, Земля чреватеет, зарождает из своих недр обильные, роскошные плоды и питает все на свете сущее… Богиня земного плодородия, вступающая в брак с богом небесных гроз в счастливое время весны, теряет своего супруга в период холодной зимы и прекращает свои роды; отсюда создалось у германцев прекрасное сказание о том, как Фрея, в белой развивающейся одежде, плача и жалуясь, шествует через горы и долы, неустанно ищет своего мужа, находит его и потом снова теряет и принимается за те же поиски». «Как всеобщая кормилица, земля есть источник сил и здоровья; она же растит и целебные травы. Тот, кто приступает к собиранию лекарственных зелий и кореньев, должен пасть ничком наземь и молить мать-сыру землю, чтоб она благоволила нарвать с себя всякого снадобья…»
Между тем хорошо известно, что на практике такого рода культы не ограничивались чтением прекрасных сказаний о поисках богиней ее супруга. На практике этот культ — особенно в древности — вовсе не выглядел столь романтическим. Он неизбежно сопровождался ритуальным блудом, призванным подстегнуть процесс орошения. Мирча Элиаде в своей книге «Космос и история» пишет: «В день Нового года Иштар отходит ко сну вместе Таммузом, а царь воспроизводит этот мифический сакральный брак ритуальным бракосочетанием с богиней, то есть со священной блудницей, которая представляет ее на земле, в потайной комнате храма, где находится брачное ложе богини. Сакральный союз обеспечивает плодородие земли, когда богиня Нинлиль соединилась с богом Энлилем, пошел дождь».
А вот небольшое свидетельство об относительно современных формах такого поклонения: «Языческие народы островов, расположенных в районе Новой Гвинеи, видят в солнце «мужское начало, которое оплодотворяет женское начало, то есть землю… Один раз в году Господин Солнце нисходит на священное фиговое дерево, чтобы оплодотворить землю… В таких случаях в жертву приносится множество свиней и собак; мужчины и женщины предаются разгулу, и среди пений и танцев мистический союз солнца и земли в драматической форме инсценируется посредством реального соединения полов под деревом» (Токарев «Ранние формы религии»)

Полигамия и политеизм

Итак, Пинхас покарал блуд смертью (не являющийся супружеской изменой), потому что он являлся изменой Всевышнему.
Между тем многие языческие культы включают в себя не только блуд, но даже и супружескую измену. Трудно найти древний народ, религия которого не предписывала бы ему, по меньшей мере, в определенные праздничные дни, участвовать в оргиях (сатурналии). Другими словами, существует выраженная корреляция между моногамией и монотеизмом с одной стороны и полигамией и политеизмом – с другой.
И здесь становится ясно, что существование оргических культов одним бескорыстным стремлением улучшить плодородие объяснить все же не получится. Любящие и преданные супруги не станут друг другу изменять, даже если придут к твердому убеждению, что в результате этого у них повысятся доходы.
Фрейзер объясняет, что служители Молеха, приносили ему в жертву собственных детей, для того чтобы повысить урожайность. Но это не вполне точно. Служители Молеха именно поклонялись этому темному демону, и убивая собственных детей, доказывали ему свою преданность. Урожайность не могла быть решающим пунктом, который мог бы их в этом культе привлечь. То же касается и культа Баал-Пеора.
При всем том, что служение Молеху шло против похоти, а служению Баал-Пеору было по пути с ней, оба эти служения не отличались по своей сути. Прежде всего, это был именно религиозный культ, религиозное поклонение. Как в случае Молеха убийство собственного ребенка служило средством выражения преданности богу, так в случае Баал-Пеора для доказательства верности ему требовалось отречение от супружеской любви. Разнузданная чувственность, исключающая обращение к лицу, являлась основой этого культа, его исходным требованием. В качестве знака лояльности божеству требовался блуд.
Это существенный момент. Даже изменяя своим супругам, люди делают это обычно не изменяя самой любви. Более того, они убеждены, что следуют именно любви. Ведь они изменяют своим супругам лишь с теми, кто им непосредственно притягателен. Другими словами, они начинают знакомство с лица партнера, а не с его гениталий.
Для сакрального же блуда характерна анонимность, характерна почти полная обезличенность: все начинается с гениталий и ими же все завершается. Участники оргий очень часто даже скрывают свои лица под масками. Но в любом случае до лица дело не доходит, даже если оно нечаянно открывается.
Тем самым обнаруживается еще один план, позволяющий противопоставить Бога Израиля богам народов: Бог Израиля – личный Бог, боги народов – безличные маски.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора