Мечта сильнее фактов

Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть сынов Израиля, пришедших из пустыни к границе его страны. Б-г явился в ночном видении к Биламу и предостерег его от проклятий в адрес «благословенного» народа, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю. По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за «упрямство». После третьей остановки «Б-г отверз уста ослицы», и она стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасала ему жизнь. Прозревший Билам увидел, наконец, ангела и, испугавшись, хотел вернуться назад, но тот велел ему продолжать свой путь. Наконец, Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятий в надежде, что знатный гость уничтожит своими речениями ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался произнести проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона Пинхас убил их обоих копьем, после чего эпидемия, унесшая 24 тысячи жизней, прекратилась.

***

«Даже если даст мне Балак полный свой дом серебра и золота, не смогу я преступить повеления Б-га, Г-спода моего, ни в малом, ни в великом» (22:18).

Что побуждает людей носить потертые линялые джинсы с дырками на коленях и платить за них вдвое больше, чем за абсолютно целые без изъяна? Или приобретать за бешеные деньги мебель «под старину», громоздкую и с облезлой лакировкой?

Мода и реклама делают свое черное дело. Они придумывают и успешно продают обывателю мечты: хочешь быть успешным и красивым, как этот парень на рекламном щите, купи зубную пасту новой марки. Кстати, вы знаете, откуда взялось выражение «мыльная опера»? С тех сравнительно давних времен, когда компании, производившие мыло, спонсировали радиоспектакли, помещая свою рекламу во время трансляции.

Когда вы покупаете «старую» гитару с ярким художественным оформлением, похожую на гитару знаменитого британского рок-музыканта Эрика Клэптона, вы как будто реализуете свою заветную мечту стать идолом для миллионов юных фанатов. Для человека, влюбленного в мечту, нет преград и нет сомнений. Так было всегда, еще в раннебиблейскую эпоху.

«Даже если даст мне Балак полный свой дом серебра и золота, не смогу я преступить повеления Б-га, Г-спода моего, ни в малом, ни в великом».

На протяжении всего сегодняшнего раздела Торы чародей Билам пытается убедить Балака, что проклясть евреев невозможно, т. к. Б-г благословил их, и поэтому они неуязвимы для проклятий, произнесенных человеком. Однако царь Моава не слышит его объяснений и, хотя все усилия Билама поразить евреев устами дают обратный результат — заканчиваются невольными благословениями, он требует от него новых попыток: «Пойди, прошу тебя. Возьму я тебя на другое место. Может быть, понравится оно Всевышнему и проклянешь мне их оттуда» (23:27).

Балак верит не фактам, а своей страстной мечте уничтожить пришельцев из пустыни. И поэтому наделяет Билама такими способностями, которых у того просто нет.

Мечта сильнее реальности. Фактами можно пренебречь, а мечтой — никогда.

Не корысти ради

«А теперь беги к себе! Думал я оказать тебе почести, но вот, Б-г лишил тебя почестей» (24:11). Гостеприимство бывает искренним, а бывает и напускным, корыстным. Стремясь заполучить в гости специалиста по проклятиям Билама, царь Моава Балак дважды посылал к нему депутации знатных князей, не жалея словесного елея: «Прошу, не откажись прийти ко мне, ибо великие почести окажу я тебе, и все, что скажешь мне, сделаю! Пойди, прошу, и прокляни мне народ этот!» И когда Билам уступил настойчивым приглашениям, Балак лично встретил его на границе своего государства и устроил торжественный прием. Но затея с проклятиями не удалась, и раздосадованный правитель грубо прогнал чародея; не дал ему эскорта и не позволил задержаться ни на час: «А теперь беги к себе!» Фактически объявил его персоной нон-грата.

Совсем другой тип гостеприимства продемонстрировал наш праотец Авраам. В книге «Берешит» (раздел «Ваера») Б-г пришел навестить Авраама на третий день после обрезания, самый тяжелый послеоперационный день. Б-г специально усилил жару, чтобы Авраама не беспокоили непрошеные гости. Но, увидев, что будущий основатель еврейского народа больше страдает от невозможности выполнить заповедь гостеприимства, нежели от физической боли, Всевышний послал ему трех ангелов в обличье странников. Увидев их, Авраам забыл о своих страданиях и бросился обслуживать гостей. Совершенно бескорыстно и без всякой помпы…

Эта история произошла в Америке. Один религиозный еврейский коммивояжер оказался в пятницу в провинциальном городке, где почти не было евреев. Дела сильно задержали его, и около часу дня он понял, что не успеет вернуться домой до прихода царицы Субботы. Он, правда, слышал, что в городе есть одна ортодоксальная семья, где можно провести шаббат по всем правилам. Наведя справки, коммивояжер отправился по нужному адресу. Хозяин уютного коттеджа открыл дверь и молча провел его в гостиную. «Можно мне остановиться у вас на шаббат», — робко спросил гость. «Пожалуйста! — сухо ответил хозяин. — Цена 200 долларов».

«Двести долларов!? — переспросил коммивояжер. — Да ведь это дороже, чем номер в первоклассном отеле!» «Как хотите», — пожал плечами хозяин.

Выхода не было. До шаббата оставалось совсем немного времени, и хозяин проводил коммивояжера в отведенную ему спальню, показал, где находится кухня и другие места, которыми он будет пользоваться в ближайшие 25 — 26 часов.

Оставшись один в комнате, гость подумал. «Что ж, если с меня берут двести долларов, то и я стесняться не буду». Весь шаббат он ни в чем себе не отказывал: перепробовал в больших количествах деликатесы, обнаруженные в холодильнике; долго мылся в душе до и после шаббата; тщательно обследовал хозяйскую библиотеку. Короче, вел себя так, как будто он был не гостем, а хозяином.

Вечером на исходе субботы коммивояжер упаковал вещи, спустился в гостиную, вынул из портмоне две стодолларовые купюры и положил на стол перед хозяином, выразительно прихлопнув их ладонью.

«Что это?» — спросил хозяин.

«Деньги, которые я вам должен», — ответил гость.

«Вы мне ничего не должны. Неужели я возьму деньги у еврея за мицву гостеприимства?»

«Но вы же назвали цену — двести долларов!» — оторопел коммивояжер.

Хозяин смущенно улыбнулся: «Извините за эту маленькую хитрость. Я просто хотел, чтобы вы не стеснялись, чувствовали себя свободно, как дома…».

Когда к вам приходит гость, он смущен и скован, и это естественно. Неприятно быть чьим-то должником, брать, ничего не давая взамен. Поэтому, если гость принес с собой подарок, не говорите ему: «Ах, зачем это?» Наоборот, поблагодарите и поставьте его бутылку вина или коробку с конфетами на середину стола, откройте ее и скажите, потирая руки: «Ну, вот теперь и попируем».

Гость будет счастлив. Позволив ему внести вклад в предстоящее застолье, вы избавите его от чувства неловкости и тем самым выполните заповедь гостеприимства самой высокой пробы. Еврейская традиция учит, что доставлять радость гостям, важнее и почетнее, чем принимать Шехину, Б-жественное Присутствие.

17a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,75 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора