В Талмуде сказано, что слава бежит от того, кто стремится к ней. «Если человек бежит за славой, то слава бежит от него. А если же он убегает от славы, то слава бежит за ним».
Однажды один еврей пришел к ребе и пожаловался: «Всю жизнь я убегаю от славы, почему же слава за мной не бежит?» Тогда острый на ум ребе ответил ему: «Бежать от славы надо без оглядки! Если ты бежишь от славы и оборачиваешься, чтобы посмотреть, бежит ли слава за тобой, тогда она разворачивается и убегает от тебя».
Почему Корах провалился сквозь землю?
Потому что хотел возвыситься, унижая Аарона, в результате сам был унижен. Корах позавидовал Моисею и Аарону, собрал против них восстание бунтарей, обвинив их в гордыне, в пороке, которым обладал сам.
Моисей же был самым скромным из людей, как свидетельствует о нем Тора. А об Аароне сказано, что, когда он, старший брат, узнал, что его младший брат Моисей занял место лидера еврейского народа, Аарон не позавидовал, а «возрадовался в сердце своем». В память о золотом сердце Аарона у каждого первосвященника в Храме был золотой нагрудник.
Как часто мы поздравляем друг друга в связи с повышением на работе, с покупкой новой машины, дома… Но нет ли зависти в сердце? Золотое сердце Аарона — это то, что и сделало его первосвященником.
Даже после того как Корах провалился, многие не понимали, почему именно Аарон избран первосвященником. Тогда Моисей попросил каждого главу колена народа Израиля дать свой посох.
Аарон возглавлял колено левитов, и он дал свой посох.
На следующее утро посох Аарона расцвел и покрылся плодами и цветами миндаля. Плоды и цветы на дереве не появляются одновременно. Сначала появляются цветы и, лишь потом они превращаются в плоды. Почему же на этот раз посох Аарона покрылся цветами и плодами одновременно?
Аарон зажигает менору, и в Торе сказано: «И делал так Аарон».
Почему Тора говорит кажущиеся лишними слова: «И делал так Аарон?» Представьте себе, что в течение сорока лет каждое утро надо зажигать менору. Первый раз это делается с трепетом. А вот как дальше? Во второй, в третий, в сотый, тысячный..? Постепенно чувства притупляются. Но не у Аарона! Именно о нем Тора говорит: «И делал так Аарон». Все сорок лет, как в первый раз — с энтузиазмом, с трепетом, с любовью, с радостью.
С тринадцати лет, каждый день своей жизнь, надевая тфиллин, еврей произносит слова, напоминающие ему о взаимоотношениях жениха и невесты. Чтобы всегда выполнять заповедь с трепетом и радостью, как в первый раз.
Символ посоха Аарона состоял в том, что даже тогда, когда мы идем уже не на ярмарку, а с ярмарки, и в корзинах наших много «плодов», много жизненного опыта, вся жизнь за плечами, тем не менее, в этой жизни есть еще много места для «цветов».
Любопытно, что именно из-за посоха Моисей и Аарон не вошли в Страну Израиля. Они вели за собой весь народ на протяжении сорока лет, но сами не удостоились войти. Почему?
Когда евреи оказались в Синайской пустыне, то после смерти Мирьям все колодцы высохли, не было воды. Евреи собрались вокруг Моисея с требованием воды. И тот обратился ко Всевышнему с мольбой, назвав этих людей бунтарями.
Всевышний сказал: «Возьми свой посох и говори со скалой». Моисей совершил ошибку. Он ударил по скале дважды.
Из скалы пошла вода. Но Всевышний обратился к Моисею и Аарону: «Вы упустили возможность освятить Мое имя, поэтому не войдете в святую Страну Израиля. В чем же ошибка Моисея?
Помните, когда Всевышний впервые обратился к Моисею с призывом освободить евреев из Египта, он отказался: «Не поверят мне евреи». Тогда Всевышний сказал бросить посох. Посох превратился в змею. Всевышний сказал: «Возьми эту змею за хвост». Моисей послушался, и змея превратилась в «посох Всевышнего». Именно это знамение и показал Моисей евреям, когда те не хотели признать его лидером народа. Однако это было не только знамение для евреев, но и урок веры в людей для самого Моисея.
В каждом человеке есть потенциал добра и святости. Даже человек подобный змее, если протянуть ему руку, повернется к тебе лицом и превратится в «посох Всевышнего». Сорок лет спустя Моисей увидел евреев-бунтарей, упрямых, как камень, и твердых, как скала. Он теряет веру в них, называя их «бунтарями».
Моисей должен был не бить по скале, а говорить с ней. Если человек кажется таким тяжелым, как скала, из которой не выдавишь воду (вода — символ знаний Торы), тем не менее не бей человека, а терпеливо говори с ним. Посох — не символ насилия, а символ поддержки. Моисей должен был научить этому евреев. Потому родители и учителя должны помнить: даже из скалы может пойти вода!
Художник Алекс ЛЕВИН