Окончание. Начало В № 812
Скептики могут возразить, что ничего особенного в семейных компаниях нет и что среди старинных числятся лишь те, о которых сейчас знают только самые большие специалисты. Но и это не совсем верно. Есть среди семейных предприятий и весьма известные. Достаточно вспомнить семью Ротшильдов.
Основателем династии считается Майер Амшель Ротшильд. Ротшильдом, что по-немецки означает «красный щит», он стал не сразу. Сначала родившийся в 1744 году в еврейском гетто Франкфурта-на-Майне Майер носил фамилию отца — Бауэр.
Моисей Амшель Бауэр был ростовщиком и золотых дел мастером. Устав скитаться по Восточной Европе, он поселился во Франкфурте и открыл в 1750 году что-то вроде маленького банка. Над дверью конторы висел огромный красный щит.
Моисей Бауэр хотел, чтобы сын стал раввином, но после его смерти в 1756 году Майер перебрался в Ганновер и начал работать клерком в банке Оппенгеймеров. Благодаря уму и деловой смекалке, он быстро сделал карьеру и через какое-то время стал младшим партнером.
В 1760-е годы Майер вернулся во Франкфурт, выкупил отцовскую контору и сменил фамилию. Во Франкфурте он возобновил знакомство с генералом фон Эсторффом, поручения которого выполнял, когда еще работал в банке Оппенгеймеров. Генерал служил при дворе принца Вильгельма, будущего гессенского курфюрста Вильгельма I.
В те годы в Германии было модно собирать старинные монеты и предметы антиквариата. Майер начал дешево продавать, а порой и просто дарить Эсторффу старинные монеты. Благодарный генерал познакомил молодого парня с будущим курфюрстом, страстным коллекционером старинных вещей. Ротшильд подарил Вильгельму свою коллекцию монет. Пораженный таким благородством монарх пообещал выполнить любую просьбу Ротшильда. Майер попросил разрешения называться поставщиком антиквариата и других товаров для графства Ганау.
Дружба с Вильгельмом сыграла в жизни Майера Ротшильда большую роль. Его высочество был одним из богатейших людей Европы, сколотившим огромное состояние на продаже солдат. После захвата Германии Наполеоном Вильгельм бежал в Данию. Часть золота и драгоценностей он оставил на хранение Ротшильду.
Многократно прокручивая миллионы курфюрста, Майер Ротшильд заработал огромное состояние и открыл крупнейший в Европе банк.
К тому времени у него была большая семья. Ротшильду стало уже тесно в границах Германии. Поэтому он отправляет своих сыновей покорять Европу. Старший сын, Амшель, остался с отцом во Франкфурте, а остальные четверо разъехались по главным городам Старого Света: Соломон — в Вену, Натан — в Лондон, Карл — в Неаполь, а Якоб — в Париж.
Чтобы не распылять деньги, Ротшильды должны были жениться и выходить замуж внутри семьи. Из 58 браков ровно половина оказались родственными. Еще Майер Ротшильд велел сыновьям держать дела в строгой тайне от посторонних и решать все вопросы сообща.
Основатель династии Майер скончался 19 сентября 1812 года. Главным пунктам его завещания Ротшильды следуют до сих пор. Все руководящие посты в доме Ротшильдов должны занимать только члены семьи. При этом женщинам — а у Майера было пять дочерей — заниматься делами запрещалось.
Сразу после кончины отца братья выбрали главой дома самого способного, Натана. Приехав в туманный Альбион в 1798 году, он быстро разбогател. Натан Ротшильд стал главным финансистом континентальной армии Англии, которая сражалась сначала на Пиренейском полуострове, а потом и на территории Франции. Он одним из первых понял важность того, что двести лет спустя стало называться промышленным шпионажем. Узнав о том, что в Лондоне должна появиться большая партия золотых и серебряных слитков Ост-Индской компании, Натан в 1808 году скупил их оптом. Британскому правительству не оставалось ничего, как вступить в переговоры с молодым банкиром.
Так Ротшильды оказали первую большую услугу Англии. Всего английское отделение банка Ротшильдов выплатило Веллингтону золота на 2 миллиона фунтов стерлингов, огромную по тем временам сумму. Работая на благо своей второй родины, Натан, конечно, не забывал и о семейных интересах. Он не только завязал нужные связи и стал постоянным гостем в королевском дворце, но и приумножил собственное состояние…
Рассредоточившись по всей Европе, братья постоянно обменивались информацией и были в курсе всех важных событий. Письма доставляли курьеры и почтовые голуби. Даже если они попадали в руки конкурентов, те не могли ничего понять. Ротшильды переписывались при помощи шифра, который удалось расшифровать лишь во второй половине XX века. Это диалект немецкого языка, на котором говорили в еврейском гетто Франкфурта, но буквы были позаимствованы из иврита.
Ловкость Ротшильдов наиболее ярко проявилась во время битвы при Ватерлоо. Лондонская биржа бурлила в ожидании новостей. Агенты братьев находились в Бельгии и собирали самую свежую информацию.
Уже на рассвете 16 июня 1815 года Натан знал о победе англичан. Когда открылась биржа, он с невозмутимым видом незаметно подал условный знак своим агентам, которые стали продавать правительственные ценные бумаги. По толпе пронеслось: «Ротшильд все знает! Веллингтон проиграл сражение!».
На бирже началась паника, все начали менять бумаги на золото и серебро. Когда через несколько часов цена векселей упала в 20 (!) раз, Натан Ротшильд приказал покупать их.
Гонец из Бельгии прискакал в Лондон только вечером. Правительственные бумаги в считанные минуты не только вернулись к прежней цене, но и значительно ее превысили. Натан Ротшильд в одночасье стал самым влиятельным человеком в деловом мире Великобритании. За этот день его и без того немалое состояние увеличилось в 20 раз.
XIX век в Старом Свете прошел под знаком Ротшильдов
Натан не раз спасал Британию от финансового краха. Писатель Теккерей как-то сказал, что Натан не «царь евреев, а еврей царей». Потомки Натана и его братьев участвовали в финансировании всех важных деловых проектов технической революции. Они вкладывали деньги в строительство железных дорог на континенте, помогли британскому правительству купить Суэцкий канал, финансировали практически все европейские правительства и монархии и даже поиски нефти в России. Благодаря деньгам Ротшильдов появилась знаменитая «Де Бирс» и множество других не менее известных компаний. В ходу была поговорка, что в Европе шесть великих держав: Великобритания, Франция, Россия, Пруссия, Австро-Венгрия и… Ротшильды. Их совокупное состояние во второй половине столетия оценивалось почти в миллиард долларов.
Члены семейства Ротшильдов добились огромной власти. «Мне все равно, кто будет сидеть на троне Англии и править империей, в которой никогда не заходит солнце, — говорил Натан.- Человек, контролирующий денежные потоки Британии, контролирует и Британскую империю. И этот человек — я».
В период своего расцвета Натан Ротшильд был самым богатым человеком не только империи, но, очевидно, и всего мира. Однажды к нему пришел проситель. Уставший Натан положил голову на стол и сказал с закрытыми глазами: «Садитесь». «Вы говорите с принцем Турн унд Таксис!» — обиделся посетитель. «В таком случае возьмите два стула», — последовал невозмутимый ответ.
У Натана было четыре сына. Один из них, тоже Натан, в 1850 году переехал во Францию и купил знаменитые виноградники. Через несколько лет на прилавках появилось знаменитое вино «Шато Мутон Ротшильд».
В 1885 году один из потомков Натана Ротшильда, еще один тезка, получил титул барона. Он же стал первым евреем, заседавшим в британском парламенте.
Став самой богатой и влиятельной семьей Европы, Ротшильды старались держаться подальше от политики. Нередко они финансировали обе воюющие стороны, как это было во время наполеоновских войн или, скажем, во время войны между Австрией и Пруссией. Однако это не помогло им избежать больших потерь в годы Второй мировой войны.
Из войны Ротшильды вышли изрядно потрепанными. Но они не были бы Ротшильдами, если бы опустили руки и смирились с поражением. Сейчас Ротшильды вновь на коне. Они опять сказочно богаты и влиятельны. Два уцелевших после мировых войн и других потрясений филиала — лондонский и парижский — и сегодня считаются «великими державами» финансового мира. Их банки и промышленные предприятия расположены более чем в 40 странах.
Компания
если богоизбранность тяжкий долг,откуда слюнявый восторг перед любым именитым или богатым евреем(да простит меня Ротшильд)?…и почему мы не имеем право на своих…ну серийных убийц,