Перед смертью Яаков дает браху (благословление) своим сыновьям и отдельно своим внукам — сыновьям Йосефа. «И пусть размножатся они, как рыбы на земле» (Берешит, 48:16). Это очень странная браха. Можно предположить, что Яаков использует уже знакомую формулу из истории сотворения мира. Там обитатели моря получают отдельную браху на размножение. Но почему на земле? Как можно сказать, что рыба на земле — это благословление?
Йосеф имеет одно качество, присущее рыбам: он и его потомки не подвержены сглазу. «Рыбы в море скрыты водой и потому не подвержены сглазу. Так и потомки Йосефа не подвержены сглазу» (Берахот, 55-Б). Ор аХаим объясняет, что рыбу нельзя сглазить потому, что она живёт под водой, в своем мире, там, куда не проникают завистливые глаза наблюдателей.
Но жизнь Йосефа — эта прямая противоположность такого образа жизни. В отличие от всех остальных братьев, выбравших работу пастухов и отдалившихся от непосредственного участия в этом мире, Йосеф не просто находится в мире — он им управляет. В недельной главе «Ваешев» при спуске братьев в Египет они предпринимают специальные маневры для того, чтобы их не сглазили. Ничего подобного у Йосефа нет даже близко.
Йосеф был на уровне, на котором он мог не бояться того, что внешнее негативно повлияет на внутреннее. Книга «Зоhар» часто сравнивает цадиков (Праведников) с рыбами. Море, в котором живут рыбы, — намек на скрытый мир или, как сейчас принято говорить, внутренний мир. Связь с внутренним миром Йосефа достигла такой силы, что даже ужасное египетское окружение не могло разрушить эту связь.
Но такая браха, позволяющая не бояться чужого влияния, пригодилась бы не только сыновьям Йосефа, а всем поголовно! Именно поэтому в начале шаббата все сыновья получают одну и ту же браху: чтобы они были похожи на сыновей Йосефа: Эфраима и Менаше, выросших в Египте. Нужно всегда помнить о том, что если от «физического Египта» мы были спасены, то выход из «внутреннего Египта» ещё предстоит.