ХАНУКАЛЬНЫЕ РАДОСТИ

Уважаемая

редакция газеты

Хочу выразить нашу искреннюю благодарность за замечательный Ханукальный концерт 9 декабря в Еврейском центре Брайтон. Мы получили большое удовольствие. И мне очень приятно поделиться впечатлениями с теми, кто на этот праздник, к сожалению, не попал.

Почётное право зажечь ханукальные свечи рав Кацин предоставил кантору синагоги (с 1954 года!!) Герцелю Пинелису. И тут для многих присутствующих произошло настоящее ханукальное чудо: очень пожилой человек запел ханукальную молитву сильным, юношеским, потрясающе красивым голосом.

Начался концерт. Все артисты выступали мастерски, вдохновенно, и, что особенно замечательно и интересно, у каждого была своя личная еврейская тема.

На сцене певец Григорий Цацкис. Он исполнял песни на идиш, оперные арии, а затем, обратившись к зрителям, объявил, что сейчас исполнит молитву, история которой очень драматична. Любопытно, что её в своё время рассказал премьер-министр Израиля Менахем Бегин президенту США Картеру.

«Картер пригласил Бегина и Садата, — рассказывает Цацкис, — и предложил Бегину поговорить о разделе Иерусалима. В ответ Бегин и рассказал эту историю.

В Германии один епископ захотел обратить в христианство раввина. Его долго и методично преследовали и мучили. Когда раввин сильно ослабел, епископ пригласил его к себе, и хитростью и угрозами начал вынуждать раввина согласиться перейти в христианскую религию. Запуганный и измученный раввин попросил дать ему три дня на размышление. Но, вернувшись домой, он пришёл в ужас от собственных слов. По прошествии обещанных дней раввина насильно привели к епископу, и тогда рав попросил вырезать свой язык в наказание за то, что он осмелился даже заговорить о своих колебаниях. Но епископ рассудил иначе. Он приказал отрубить раввину обе ноги, которые не пришли в обещанное время.

Это было перед праздником Рош-Хашана. Умирающий раввин попросил принести его в синагогу, и там он обратился к Всевышнему в последний раз с только что сочинённой им молитвой. Это была мольба к Творцу о том, чтобы прекратить невыносимые страдания еврейского народа и построить Третий Храм. «Третий Иерусалимский Храм на Храмовой горе — двухтысячелетняя мечта еврейского народа, — сказал Бегин Картеру. — Если я только заговорю о разделе Святого Города, со мной произойдёт то же, что и с тем раввином».

Цацкис исполнил эту волнующую красивую молитву и с горечью заметил: «А теперь руководство Израиля не только не боится говорить о разделе Сердца еврейского народа, упаси Б-г, но и предпринимает какие-то шаги».

Затем певец исполнил песню собственного сочинения « Аф целохес алэ соним». И тоже рассказал историю её создания:

— Это было в СССР в 1967 году, на третий день шестидневной войны. В новостях либо ничего не писали, либо сообщали, что израильские города: Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа — лежат в руинах. Мы собрались в квартире друзей и были в ужасно подавленном состоянии. Что будет с крошечным государством? Что будет с тремя миллионами живущих там евреев, против которых воюют сто миллионов арабов? Ночь мы не спали, молились, читали псалмы, а под утро, часов около шести кто-то из своих принёс газету «Известия». В ней в маленькой статейке сообщалось: в Египте на заседании правительства Насер заявил, что со второй линии обороны они не отступят. Тогда мы догадались, что происходит на самом деле. И на радостях родилась эта песня на идиш «Аф целохес алэ соним» с весёлым припевом на иврите «Ам Израиль Хай!» (Назло всем врагам народ Израиля жив!»)…

На сцене израильский певец и кантор Сасон Акбашев. В его репертуаре в основном песни на иврите, лирические и озорные. И зал как будто обволакивают израильские пейзажи. Перед глазами Иерусалим, Иудейские горы, а на душе щемящее чувство любви и причастности к многострадальной истории Родины наших предков.

Затем мы вместе с певцом исполнили новую «израильскую» песню композитора (из наших) И. О. Дунаевского, из репертуара певца (тоже из наших) Л. Утёсова: «Как много девушек хороших». А Сасон продолжает её на иврите.

С поющим раввином Пинхасом Бобровским в зал пришел другой еврейский мир — мир еврейских местечек. Любимые песни на идиш в его исполнении вызывают бурное веселье, а иногда и лёгкую грусть.

«Мамэлэ» … задушевно пел артист, и люди смахивали слёзы.

«Чтоб ты был здоров, Бобровский!» — кричал растроганный мужчина из зала.

«Зай гезунд! Бис хандред ун цванциг!» — «Будьте здоровы до 120!» — желает всем раввин.

Всё по-семейному, всё по-еврейски.

Большое спасибо за этот праздник!

С. Мельник, Бруклин

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора