Фото: israeliblog.ru
— Уважаемый рав Эссас, здравствуйте. Мы — молодая пара. Евреи. Хотим ближайшее лето провести в Израиле. Как Вы считаете, это не будет опасным?
Миша и Женя Савины. Москва
— Ваш вопрос явно спровоцирован «горячими» событиями, которые в данный момент происходят в Израиле в связи с очередной вспышкой антисемитского безумия в среде местных арабов. Мы стараемся анализировать ситуацию в разделе «Анализ новостей». А конкретные прогнозы, привязанные к месту и времени, как Вам, наверное, понятно, строить невозможно из-за диагноза «антисемитское безумие». Ведь оно, как известно, непредсказуемо. Однако свой ответ Вам мне хотелось бы посвятить другому. Дело в том, что, с Ваших слов, вы оба — евреи. Не могу не сказать, что отношение к туристическим поездкам евреев в Израиль у меня, по меньшей мере, двойственное. Желание евреев посетить нашу страну не всегда считаю негативным явлением (всегда хорошо, когда еврей приезжает в Израиль). Но есть в еврейском туризме в Израиль один беспокоящий меня момент: это показывает, что еврей, в той или иной степени поверхностно воспринимает слова Всевышнего. Мы знаем, что Творец мира выделил Эрец Исраэль (Землю Израиля) и дал ее только народу Израиля. И не в качестве туристического объекта, но для того, чтобы евреи здесь жили.
Я, конечно же, не оторван от реальных потребностей людей. Знаю, что многое зависит от шаблонов мышления, влияния среды и других подобных, по сути, «внешних» факторов. Но к вам обращаюсь, прежде всего, как к молодой еврейской паре, которая начала выстраивать свой общий путь. Тут очень важно сразу задать правильное направление движению. И если рассматривать Эрец Исраэль с позиций туристов как некий «географический объект», где можно провести отпуск, а потом вернуться назад, в нееврейскую страну, возникает риск сразу потерять ориентиры, вместо того чтобы, наоборот, приобрести их, сделав постоянной составной своей жизни. Трудно переоценить решение молодой пары начать и продолжать совместную жизнь именно в том месте, которое всем нам указал Всевышний. С этим не сравнятся ни экономические, ни какие-либо иные соображения. Все они, по большому счету, не имеют принципиального значения. Между тем, часы тикают. И можно всю жизнь или, допустим, полжизни прожить там, на чужбине, которую называют «местом рождения». Но для еврея родина — Земля, которую дал нам, именно нам, Творец. И только Ему известно, где наша родина. Поэтому такие страны, как, скажем, Россия, Англия, Украина, Америка и т.п., их столицы и города — ни в Торе, ни в Танахе не упоминаются. Зато более 600 раз упомянут в Танахе Иерусалим, а Эрец Исраэль в различных вариантах этого названия — несколько тысяч раз.
Если молодые люди приезжают в Израиль с правильными мыслями, осознавая, что это их дом на всю жизнь и другого не может — тогда вся их умственная и эмоциональная энергия концентрируется на том, как им этот дом лучше для себя обустроить. То есть с помощью Небес и благодаря своей энергии. Конечно же, все это относится не только к молодежи, но и к людям любого возраста. Говорю здесь о молодых потому, что мне известно: на этом жизненном этапе им нередко не хватает терпения. Ибо потенциал мудрости у них еще не открылся. В Устной Торе, в трактате Пиркей Авот, Учителя объясняют, что процесс раскрытия мудрости начинается, как правило, примерно с 40 лет. Но это, разумеется, не означает, что к 50 годам еврей наполняется мудростью. Просто до 40 лет этот процесс обычно еще не запускается. Как сложится в итоге судьба молодых людей в Эрец Исраэль, никто не знает. Все зависит от искренности и богобоязненности. И, конечно же, от того, какие усилия человек вкладывает в изучение Торы, познавая ее вглубь и вширь, и в осуществление добрых дел. Любая длинная дорога, как говорят терпеливые китайцы, начинается с первого шага. Как же хорошо, когда молодые люди делают первый шаг (начинают совместную жизнь) в Эрец Исраэль! И продолжают ее здесь — до 120 лет…
Отвечал Рав Элиягу Эссас