— Весной 1944 года началась депортация 800 тысяч венгерских евреев, – начал свой рассказ Яков Спицер, обращаясь к русскоязычным ученикам еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине. — Мне было десять лет, когда мою семью загнали в товарный вагон в Дербецене и отправили в Освенцим. Поезд въехал на территорию лагеря смерти, однако узникам не позволили выйти из вагонов. Через некоторое время состав двинулся в обратном направлении. Нас повезли на работы в Австрию, а затем в лагерь Терезин, в Чехии. Своим спасением я обязан раву Михаэлю-Дову Вайсманделю (1903–1957 гг.), который до войны преподавал Тору в иешиве словацкого города Нитра…
В 1942 году 60 тысяч евреев Словакии были депортированы в лагеря уничтожения в Польше. В то время созданная равом Вайсманделем группа подпольщиков подкупила немецкого генерала Дитера Вислицени, который подчинялся Эйхману и Гиммлеру. Получив 50 тысяч долларов, Вислицени остановил депортацию оставшихся 30 тысяч евреев. Вдохновленный успехом, рав Вайсмандель предложил эсэсовцу два миллиона долларов за спасение миллиона европейских евреев, а тот потребовал предоплату в 200 тысяч долларов. Тогда рав обратился за помощью к еврейскому агентству «Сохнут» и американскому «Джойнту», но обе организации отказали в помощи, мотивируя это запретом передавать деньги на вражескую территорию. Переговоры были сорваны, и рав Вайсмандель бежал из Братиславы в Будапешт. Там ему удалось связать руководителя еврейской общины Будапешта Исраэля Кастнера с Эйхманом, который предложил обменять узников концлагерей на грузовики.
Весной 1944 года Венгрию оккупировали части вермахта, которые тут же начали депортацию 800 тысяч венгерских евреев. Рав Вайсмандель сообщил немцам, что евреи готовы передать деньги за спасение своих братьев, но опасаются, что те все равно погибнут.
Поэтому рав попросил немцев «продемонстрировать» жест доброй воли. В результате два состава с венгерскими евреями были отозваны из Освенцима. На одном из этих поездов и находилась семья рава Якова Спицера.
Рав Вайсмандель был отправлен в Освенцим, но спрыгнул с поезда и передал союзникам карту Освенцима, которую получил от двух бежавших из лагеря. Рав Вайсмандель призывал бомбить газовые печи Освенцима и ведущие к лагерю железнодорожные пути, но командование союзников от этого отказалось. Эту трагическую историю рав Вайсмандель описал в своей книге «Мин амецар». С биографией легендарного раввина можно ознакомиться в книге Авраама Фукса «Unheeded Cry» — «Неуслышанный плач».
После войны рав Вайсмандель поселился в Америке, в городе Монси штата Нью-Йорк, открыл иешиву «Нитра», в которой учился Яков Спицер.
«Пожалуйста, серьезно изучайте Тору, – призывал рав Вайсмандель своих учеников, — вспоминает рав Спицер. — Ведь погибли многие тысячи ваших сверстников, и на вас лежит ответственность восполнить потерянное!»…
После смерти двух старших сыновей Аарона, Надава и Авигу, Моисей призвал «оставшихся сыновей, Элазара и Итамара», продолжить службу в Мишкане — переносном Храме в Синайской пустыне (Ваикра, 12:10).
Почему Тора подчеркивает, что Элазар и Итамар — «оставшиеся сыновья»? — спрашивает рав Спицер. Всевышний прогневался на Аарона из-за греха золотого тельца, и все четверо его сыновей могли умереть. Но молитва Моисея «отменила половину приговора», объясняет Раши. Элазар и Итамар должны были помнить: они выжили, чтобы продолжить дело умерших старших братьев.
— Всю свою жизнь я ощущал, что и я — «оставшийся в живых сын» — должен восполнить потерянное и продолжить дело погибших в огне Холокоста евреев, — говорил Яков Спицер, преподаватель Торы в бруклинской иешиве «Тора ваДаат», отец, дедушка и прадедушка большой еврейской семьи.
— Евреи из России тоже являются «оставшимися в живых сыновьями», которые пережили духовный Холокост, — продолжил рав Спицер, обращаясь к ученикам «Синай Академи». – Вы сохранились, изучая Тору в еврейской школе. На вас лежит долг «оставшихся в живых» — восполнить потерянное!
Художник Алекс Левин