Евреи – народ свидетель. Поэтому как Тору важно начать с сотворения мира, так и хронологию важно начать со всеобщей истории, а не с момента ее – Торы – дарования. Тем не менее, ничто не мешает нам вести отсчет также и от исхода, от дарования Торы.
Праздник «Шавуот». В самом названии этого праздника («недели», а по смыслу «неделя недель») заложено единство двух праздников, отделенных друг от друга этими самыми «неделями», как сказано: «И отсчитайте себе от второго дня празднования (Песаха), от дня приношения вами омэра возношения, семь недель; полными да будут они… И провозглашайте в тот самый день: священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте; (это) устав вечный во всех жилищах ваших в роды ваши» (Ваикра 23:15-22).
Итак, праздник Шавуот неразрывно связан с праздником Песах. Оба эти праздника – праздник Исхода из рабства и праздник дарования Торы — создают некоторое парадоксальное единство этих событий, единство двух начал еврейства — национального и религиозного.
Известная головоломка: кто же такие евреи – религиозная община или народ? — отражается в мистико-математической связи двух этих сакральных дат, невольно подразумевающих друг друга.
Песах/Шавуот – являются двоящимся истоком народа Израиля. Израиль двумерен, евреи с одной стороны — отдельный уникальный народ, а с другой — универсальная религиозная община, готовая принять любого инородца.
В субботнем киддуше говорится: «Благословен Ты,… который освятил нас своими заповедями и благоволил к нам, и святую Субботу свою с любовью и благоволением дал нам в наследие, — в память («зикарон») о деле миротворения. Ибо день этот – первый среди нареченных святыми, память («зехер») об исходе из Египта. Ибо Ты избрал нас и освятил нас из всех народов и святую субботу Свою с любовью и благоволением дал нам в наследие».
То есть в «киддуше» говорится о полноценной памяти («зехер») в связи с исходом из Египта, и лишь о «памятке» («зикарон») в связи с сотворением мира. Иными словами, в первую очередь суббота памятна тем, что она дарована евреям, и лишь во вторую — тем, что напоминает о миротворении.
Тем не менее, общую хронологию еврейский народ ведет от сотворения мира, а не от исхода из Египта. Объяснение этому выбору мы находим в комментарии Раши к первому слову Торы «в начале»: «Сказал рабби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас — глава месяцев», который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с сотворения мира? Потому что «силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен». Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Евреи – народ свидетель. Поэтому как Тору важно начать с сотворения мира, так и хронологию важно начать со всеобщей истории, а не с момента ее – Торы – дарования.
Тем не менее, ничто не мешает нам вести отсчет также и от исхода, от дарования Торы. Во всяком случае, само Писание порой прибегает к такому отсчету. Так во 2-й книге Шмуэля мы читаем: «И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Израилем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Господу» (6:1).
Этому отсчету можно найти свое тайное объяснение. Ведь до исхода сыны Израиля четыреста лет находились в Египте, а после исхода 40 лет скитались по пустыне. Но это значит, что согласно (выделенными самой Торой) срокам 400 и 40, время вхождения в Землю Канаан делит священную историю зеркальным образом, устанавливает в священной истории точку сингулярности.
В своей статье «Танахическая сингулярность» я пишу: «Тора указывает два сопряженных исторических периода, продолжительность первого из которых (400) в десять раз превышает продолжительность второго (40). Причем периоды эти были Торой предсказаны, то есть были даны с «отрицательным знаком», как устремленные к некоторой исторической точке – точке вхождения сынов Израиля в землю Кнаан.
Но тогда данные нам с «положительным знаком» сроки строительства Иерусалимского Храма («в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израилевых из земли Египетской… (начал) он строить дом Господу») приобретают глубокий смысл.
В самом деле, четыреста восьмидесятый год от исхода — это четыреста сороковой от начала завоевания Эрец Кнаан. Иными словами, Писание прямым образом указывает на 400 лет плена и на 40 лет скитаний, после которых начался период «вхождения», и от этой же точки проходит ровно те же 440 лет до начала строительства Храма.
Таким образом, от рождения Ицхака (или от завета между рассеченными частями жертвенных животных) до «вхождения» прошло 440 лет, а от «вхождения» до начала строительства Храма также прошло 440 лет. Не вникая в подробности, какое событие происходило в начале эпохи судий, позволим себе представить 440-летний период в виде подразделенного на 400 и 40, а в этом случае перед нами предстанет следующий ряд: -400:- 40: 0: +40: +400.
Завоевание Эрец Канаан, как это сообщается в «Седер Олам Раба», продолжалось семь лет, и строительство Храма также продолжалось семь лет («и строил он его семь лет». (6:38) Иными словами, от конца завоевания, до конца строительства Храма прошли те же 440 лет, что от начала завоевания до начала строительства.
Тогда наш ряд можно представить двумя способами, а именно как простую последовательность периодов: 400: 40: 7: 40: 400. И как два временных поля симметрично стягивающихся к растянувшейся на семь лет точке завоевания: — 400: — 40: [7]: + 40: + 400.
С математической точки зрения мы вправе понять выражение «семь (полных) лет завоевания земли Кнаан» как и «восемь (неполных)». А в этом случае, разделив период завоевания пополам, мы получим следующий ряд: -400:- 40: -4: 0: +4: +40: +400 (если считать не до начала, а до конца строительства Храма).
Таким образом, числовой язык Торы намекает на скрывающуюся в Священной истории точку сингулярности, выявляет ее».
Между тем, если не вдаваться в эту тайну, то слова «в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израилевых из земли Египетской… (начал) он строить дом Господу» ясно указывают на правомочность отсчета исторического времени от исхода из Египта, от момента дарования Торы.
И в нынешнем году об этой хронологии вполне уместно напомнить. В нынешнем году Израиль вышел на перепутье. В силу того, что пораженческое соглашение Рабина-Арафата автоматически эксгумируется в случае разгрома Хамаса, Израиль до сих пор не мог позволить себе разорить его террористическое гнездо в Газе.
Год за годом каждый развязанный Хамасом конфликт завершался визуализацией его победы, в которой Израилю отводилась важная роль. Но сегодня участие в этом спектакле непростительная роскошь в силу того, что израильские арабы ясно дали понять, что их духовное и политическое руководство находится в секторе Газа. Время для своего выступления они нашли самое подходящее: уже два года разбитая параличом еврейская власть, похоже, впадает в кому. Воспрянет ли наш больной, или продолжит свое смертельное оцепенение?
Что бы он не предпринял, его решение оказывается приуроченным к 3333-летию дарования Торы! Круглая треть круглой даты. Не дремлет и не спит Страж Израиля!
Последнюю, самую интересную часть этого цифро-хронологического ряда «забыли». Как будто пророка Даниила не было и ему с того берега Тигриса никто ничего не говорил ((