Тель-Авив и Яффо
.
Рав Хаим Навон
Наш конфликт с арабами — это не конфликт интересов, а конфликт национальных идентичностей.
Когда в 1921 году вспыхнули беспорядки, евреи даже не знали, как их называть. Газеты объявили о «неразберихе в Яффо».
Поворотный момент в истории еврейского ишува: вслед за беспорядками Тель-Авив отделился от Яффо и стал независимым городом.
Благодаря беспорядкам, британцы опубликовали первую белую книгу.
За это время многие евреи осознали, что нам предстоит трудная и долгая борьба с арабами страны.
Прошло сто лет между жестоким убийством писателя Йосефа Хаима Бреннера (на снимке слева) в Яффо в 1921 году и жестокими избиениями, которым подвергся раввин Элиягу Мали в том же городе в 2021 году (снимок справа).
Заманчиво было бы сказать, что в Яффо за это столетие ничего существенного не изменилось, но это не так. По милости Божьей мы превратились из преследуемого меньшинства в суверенное большинство.
Еврейская кровь больше не является нейтральной зоной в нашей стране. Нет места жестоким демонстрациям молодых евреев против антисемитских атак в Яффо и Иерусалиме. У нас есть армия и полиция, которые будут противостоять бунтовщикам, ненавидящим Израиль.
С 1851 года многое изменилось, но есть вещи, которые не изменились: за сто лет не исчезла националистическая ненависть к евреям.
Вот глубокий концептуальный корень спора между правыми и левыми в Израиле по политическому вопросу.
Если еврейско-арабский конфликт — это просто конфликт интересов, его несложно было бы разрешить. Если два соседа спорят из-за того, где проходит граница между их дворами, — на кипарисе или бугенвиллии, — довольно легко достигается приличный компромисс.
В истории Израиля были лидеры левого крыла, которые заявляли:
«Дайте мне два часа в закрытой комнате с Абу-Икс, и мы разрешим конфликт».
Это никогда не работало, потому что наш конфликт с арабами — это не конфликт интересов, а конфликт национальных идентичностей.
Мы, евреи, принадлежим этой стране, и она принадлежит нам. С другой стороны, когда Израиль предложил палестинцам в Осло щедрый территориальный компромисс, мы обнаружили, что они не только определяют свою идентичность на фоне страны, но они определяют ее на фоне вечной борьбы против нас по всему миру.
Напряжение между арабами и евреями не связано с экономическим неравенством. Исследования показывают, что террористы обычно не особенно бедны.
Эта напряженность также возникает не только из-за нашего контроля над Иудеей и Самарией, поэтому она не ограничивается «зеленой линией». В ответ на «террор тикток» и распространяющееся насилие со стороны арабов Комитет по наблюдению за израильскими арабами объявил, что Шифу и Иерусалим являются «бриллиантом в палестинской короне, и Израиль и сионисты не могут изменить свою идентичность».
Не все израильские арабы идентифицируют себя с антиеврейскими заявлениями, но, к сожалению, многие из них подписали бы их. Это не значит, что мы будем вечно под мечом. Остается надеяться, что однажды арабы Земли Израиля приобретут более мягкую национальную идентичность. Но такой процесс долгий и медленный, а пока нужно смотреть на настоящую реальность.
Особая сдержанность партии РААМ — это хороший знак, но неустойчивость не предвещает весну, и вы должны будете это учитывать, когда укажете на военную операцию в Газе.
Когда я был ребенком, по радио каждый час звучали песни мира, и матери говорили своим детям: «Когда ты вырастешь, армии не будет».
Сегодня по радио больше нет мирных песен, и у матерей больше нет иллюзий покоя. Можно надеяться, что мы не навсегда станем врагами, но навсегда останемся двумя народами, и двум народам нелегко жить в одной стране.
Тот, кто думает, что совместные футбольные матчи и спектакли межконфессиональных театров принесут нам быстрое душевное спокойствие, заблуждается.
В истории народов мы сталкивались с тысячами национальных конфликтов, и ни один из них не был разрешен с помощью спортивных игр.
На Рождество 1914 года немецкие и французские солдаты спонтанно вышли из окопов и вместе играли в футбол. Люблю цитировать этот мифологический пример.
Менее хотелось бы упомянуть, что на следующий день они снова начали стрелять друг в друга еще четыре года. Мир приходит только тогда, когда агрессивные люди отчаянно потеряют свое желание заставить исчезнуть своего соседа. Однажды арабы смирятся с нашим существованием, но на это потребуется время.
В тот день, когда арабские граждане Израиля решат смириться с нашим существованием здесь, они найдут в нас верных партнеров. Мы не ожидаем, что у них будут восторги, и не будем проверять, поют ли они «А-Тикву» с влажными глазами. Мы будем требовать от них только гражданского патриотизма, как у любого лояльного гражданина в любой стране.
Важно сказать, что мы с нетерпением ждем этого дня; Также важно сказать, что, к сожалению, это еще далеко.
Оригинал на иврите — Макор ришон
Перевод Ривки Лазаревич
Май 2021