Слабоумие

Материалы сайта www.evrey.com


То, что происходит в последнее время с израильской экономикой, аналитики именуют «экономическим чудом».

«Должен же был период пандемии и нынешний политический кризис (см. на сайте материал «Не могу поступиться принципами) хоть каким-то образом отразиться на состоянии экономики? — задается вопросом один из ведущих израильских экономических обозревателей. — В резком падении на рынке капитала, замедлении темпов экономического роста или даже рецессии? Но статистика свидетельствует об обратном. Именно сейчас наблюдается резкий скачок в продажах автомашин, рынок капитала процветает, стартапы продаются, как горячие пирожки, рестораны переполнены, как и торговые центры, цены на жилье растут, уровень безработицы стремительно сокращается…»

И действительно, по данным ЦСБ, валовой внутренний продукт Израиля в кризисном 2020 году упал лишь на 2,6 процента. Это — один из самых низких показателей среди развитых стран OECD. В частности, в последнем квартале 2020 года ВВП в Израиле снизился на 0,7 процента, по сравнению с резким падением на 4,9 процента во Франции, 6,6 — в Италии, 7,3 — в Великобритании и 8,9 процента — в Испании.

Безработица, будучи достаточно высокой в год пандемии — теперь сокращается рекордными темпами. Во второй половине марта 2021 общий уровень безработицы в Израиле снизился до 11,6 процента (еще 3 месяца назад этот показатель был в два раза выше!).

Банк Израиля прогнозирует быстрый рост ВВП в нынешнем и следующем году.

Еще одна «примета», характеризующая экономический подъем: в Яффо в эти дни первая с начала эпидемии конференция с участием лидеров израильского сегмента высоких технологий прошла не в виртуальном режиме.

Кстати, об израильском хайтеке.

Вот только несколько наиболее красноречивых показателей нынешнего и прошедшего года: только за три первых месяца 2021 года израильские стартап-компании мобилизовали рекордные $5,37 миллиарда инвестиций, что на 90% больше, чем в четвертом квартале 2020 года. И вдвое больше, чем в первом квартале 2020 года (!). Фавориты здесь — фирмы кибербезопасности и финансовых технологий, в которые были вложены 2,6 миллиарда долларов.

Еще один немаловажный показатель. В 2020 г. в Израиле добавилось 15 частных компаний с капитализацией более миллиарда долларов. А в первом квартале 2021 к ним добавились еще 15 «компаний-миллиардеров».

В общей сложности на текущий момент в Израиле функционируют 60 частных фирм с миллиардным оборотом, что — больше, чем во всех странах Европы, вместе взятых.

 

Список экономических показателей несомненного экономического успеха Израиля (не только сейчас, когда страна стремительно выходит из чрезвычайного режима, продиктованного пандемией, но и в год, казалось бы, тяжелейшего испытания для израильской экономики) можно было бы продолжить.

То, что происходит — несомненное благо для всех израильтян, независимо от их идейной и политической принадлежности и от того, к какому лагерю они относятся — к правому или левому.

Процветание есть процветание, успех есть успех (так же, как и застой, бедность и экономическая стагнация — в случае если страна идет в противоположном от успеха направлении).

Здесь следует отметить, что специалисты единодушно относят нынешний успех, если не сказать чудо — на счет весьма прагматичных и разумных, отнюдь не мистических действий правительства во время и накануне нынешнего кризиса. В частности, они выделяют три основных фактора, которые привели Израиль к его нынешнему, крайне выгодному положению:

1. Сознательно выстроенная за многие годы структура израильской экономики, опирающаяся на высокие технологии и широкий ассортимент экспорта (мало пострадавшие от кризиса). И в гораздо меньшей степени — на туризм. Несмотря на явный, учитывая известный туристический статус Израиля, соблазн, связанный именно с таким направлением экономического развития (для сравнения, в европейских странах вес туризма в экономике намного больше, а зависимость от высоких технологий — ниже).

2. Принятые правительством в период коронакризиса несколько важных решений, которые позволили экономике успешно справиться с этим кризисом. Прежде всего, это — продление срока действия права на пособие по безработице, гранты и ссуды предприятиям, а также шаги, предпринятые Банком Израиля для стабилизации финансовых рынков и улучшения положения заемщиков. Эти меры предотвратили серьезный социальный и финансовый кризис, сыграв и продолжая играть важную роль в стабилизации экономики. Кроме того, ключевые вопросы, такие как решение, какие предприятия закрывать, а какие — нет, а также — качество развернутой системы социальной защиты и, конечно же, вакцинация, выведшая страну из перманентных карантинных ограничений.

3. Израиль вступил в пору кризиса с высокими экономическими показателями, обусловленными принятыми в прошлом решениями. В их числе, скажем — решение о достижении и поддержании относительно низкого соотношения национального долга к ВВП (60 процентов), что позволило безболезненно увеличить национальный долг.

Особого внимания заслуживает факт, что общие экономические показатели, в соединении с дальновидной экономической политикой правительства — дали свои результаты и в сфере мирового кредитного рейтинга Израиля.

Если еще 30 лет назад в ситуации, когда нужно мобилизовать капитал, Израиль сталкивался с необходимостью брать кредиты в среднем под 4.5% годовых (что означало, что через 10-15 лет доля выплат по процентам на кредит достигнет 60% от суммы долга!) — сегодня положение и на национальном и на частном уровне кредитования можно охарактеризовать как «настойчивые преследования кредитуемых со стороны инвесторов». Глава правительства Нетаниягу и руководители бизнеса (прежде всего, в сфере высоких технологий) сталкиваются с многократным превышением предложения кредита над спросом.

В целом, 1%-й кредит равнозначен для Израиля прямому доступу к неисчерпаемому денежному резервуару, океану денег, объем которого не уменьшится, сколько бы из него не черпали!

Это означает, что Израиль, в случае необходимости — может получить практически дармовой кредит на любой национальный проект и на любые свои расходы. Разумеется, при условии, что руководство страны будет столь же разумно, мудро и дальновидно распоряжаться деньгами, как это происходило до сих пор.

 

Мы столь подробно описываем сложившуюся в Израиль экономическую ситуацию — не для того, чтобы усыпить читателя экономической цифирью и, конечно же, не для того, чтобы уподобиться незабвенным авторам победных советских пропагандистских брошюр.

После всего сказанного, зададим один-единственный вопрос: каким уровнем умственных способностей (скажем так!) нужно обладать, чтобы (как это происходит на наших глазах) прилагать все возможные усилия для смещения успешно действующего правительства Нетаниягу, той «курицы», которая, образно говоря, несет для всей страны воистину «золотые яйца»?

Какова должна быть степень глупости, либо безумия, тех, кто под психотическим лозунгом «Только не Нетаниягу!» — наносит удар не только по себе, но и по будущему своих же детей и внуков, которым, возможно, придется, долго расхлебывать последствия пирровой победы лагеря противников Нетаниягу?

И речь здесь уже не идет о пресловутых «левых и правых». Речь — о вменяемых и, попросту, невменяемых людях.

Учитывая существующую экономическую и политическую действительность, имеющиеся реальные альтернативы нынешнему премьеру, лозунг «Только не Нетаниягу!» одновременно означает и лозунги: «Только не здоровая, успешно развивающаяся, конкурентоспособная экономика!», «Только не беспрецедентно высокий кредитный рейтинг!», «Только не продуманная система налогов и привлекательный инвестиционный климат!».

А если сформулировать кратко — «Только не благополучие!».

Иначе, как слабоумием, подобный подход не назовешь…


Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора