Фото: img7.eadaily.com
Это не статья, дорогие читатели, это — реплика, а точнее – вопль души по всему, что нам дорого и может пропасть. По тому, чем возвысила нас цивилизация, по духовным богатствам, накопленным человечеством в течение тысячелетий, по великой культуре, которая, прямо скажем, подвергается ныне атаке дикарей.
Сразу поясню, что вызвало у меня столь бурную реакцию. В Интернете на нескольких сайтах прошла вопиющая информация: «Ноты – это расизм». Согласно публикации в британской газете The Telegraph, в Оксфордском университете, одном из крупнейших вузов мира, объявили нотную грамоту и классическую музыку расистскими, а Бетховена и Моцарта назвали «соучастниками продвижения белого превосходства». Ну, не дикость ли?
До сих пор до такого идиотизма леваки свои расистские бредни не доводили. Хотя им и математика, преподаваемая в школах и вузах, тоже не по душе. Вот, например, что поведал телеведущий Fox News Такер Карлсон: «В американском штате Орегон власти решили, что в курсе математики есть идеи превосходства белой расы. В частности, сосредоточенность на правильном ответе теперь считается расизмом, поэтому необходим новый курс этноматематики». Что такое этноматематика? Это, очевидно, такая горе-математика, в которой дважды два – это двадцать два или что угодно другое – на выбор представителям разных этносов, которым услужливо внушают, что требование от них правильного ответа – это расизм.
У кого-то и шахматы – расистская игра. Аннотация к шахматным задачам «Белые начинают и выигрывают» тому виной. Легкого нажима на шахматную федерацию (ФИДЕ) было бы достаточно для изменения этой фразы на обратную: «Черные начинают и выигрывают». Но и это вряд ли устроило бы атакующих ФИДЕ. На сей раз – из-за необходимости дебютной подготовки и чрезмерной трудности решения шахматных задач. Пусть, скажут, белые начинают, но чтобы черные выигрывали! Правда, это будет уже другая игра – в поддавки – с противоположной шахматам целью.
Чтобы не намекать на реальные жизненные ситуации, далее я не стану вникать в этношахматы, лучше перейду снова к сенсации Оксфорда. Сочувствие движению Black Lives Matter и озабоченность превосходством имен белых в музыкальных учебных программах университета привели запуганных оксфордских профессоров к мысли отринуть «белую европейскую музыку рабовладельческого периода» и в связи с этим вообще прекратить в университете обучение игре на фортепиано и дирижированию. Вероятно, один только вид фортепиано, где белых клавишей больше, чем черных, внушает профессорам страх быть обвиненными в расизме. А они этого ужасно боятся.
То, что творят в США свихнувшиеся в левизну псевдодемократы, внушает опасения – как в отношении перспектив экономики, внутренних проблем, включая возникшие в образовании подрастающего поколения, так и в отношении внешней политики. А в основе всего этого – культура. Нынешнему поколению не уйти от ответственности за ее сохранение. В том числе и за сохранение культуры музыкальной. Она сосредоточена во множестве всемирно значимых шедевров. Таких, например, как симфонии и другие произведения Бетховена. Назову, например, его «Фантазию для фортепиано, хора и оркестра». В этой вещи уже слышалось предвестие знаменитой 9-й симфонии, фрагмент которой стал теперь гимном объединенной Европы. Назвать вдохновенный призыв к общечеловеческим ценностям, звучащий в этой симфонии, расистским могли только тупые и вконец обезумевшие дикари да еще и склонившиеся к их уровню леваки-образованцы. Позор – и тем, и другим!
Возьму на себя смелость порекомендовать всем, имеющим доступ к Интернету, прослушать и лицезреть бетховенскую «Фантазию» по адресу https://www.youtube.com/watch?v=cSfMH9Y5bi8 в превосходнейшем исполнении симфонического оркестра с выдающимся дирижером из Японии Сеиджи Озавой и знаменитой пианисткой из Аргентины Мартой Аргерич. Несомненно, получите огромное удовольствие – и от музыки, и от вдохновения исполнителей.
Много лет назад у меня была пластинка с записью хора «Фантазии» на русском языке, Помню текст лишь в отрывках: «Слово с музыкой сольется… в светлой радости земной»… Да призыв к искусству: «Зажигай, зажигай огонь в крови». Вот так и пою по сей день по-русски, а хор теперь поет по-немецки. Поиски в Интернете старых записей не привели пока к успеху. Но как по мне, то на каком языке бы ни пели, этот шедевр потрясает.
В качестве контраста к сказанному о высокой культуре напомню одну из характерных шуток далекого от культуры Сталина. О ней когда-то рассказал его переводчик. В 1944 году Черчилль заговорил со Сталиным о Польше и упомянул при этом главу католической церкви. «А сколько дивизий у Папы Римского?», – перебил Сталин Черчилля. Тогдашнй Папа Римский Пий XII отреагирвал на это так: «Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах». Встретился. Жаль, что только через 9 лет после его гнусной шутки. Если бы сгинул раньше, сколько драгоценных жизней было бы сохранено!
Не количество дивизий определяет культуру страны и всеобщее ее уважение в мире, а количество симфонических оркестров, театров, музеев, библиотек. Уже первые впечатления по прибытии в Америку были у нас в этом отношении отрадны. Но в эволюции десятилетиями проявлялись и негативные тенденции. Пока получающие радость от традционных жизненных ценностей составляют в стране большинство, будем надеяться, что бескультурье не пройдет. Тут нам может пригодиться политический лозунг времен гражданской войны в Испании: «Но пасаран!».
В заключение еще пара слов об атаке на традиционную культуру – от чего она началась и почему преуспевает? Началась, она, я думаю, с «Коммунистического манифеста» Маркса и Энгельса, объявившего о предстоящей диктатуре пролетариата. Пролетариям, они уверяли, «нечего терять, приобретут же они весь мир».
Потенциальные «приобретатели», не будучи пролетариями, по-разному старались хоть выглядеть ими. Ленин, например, заменил шляпу кепкой. Через много лет стали модными джинсы, поначалу придуманные в качестве удобной рабочей одежды. Когда эта мода привилась, наиболее «продвинутые» сочли ее устаревшей и следующим приближением к пролетариату сочли джинсы изношенные, грязные и с дырками. К их услугам промышленность стала такие джинсы выпускать…
Эта новая глупая, якобы «пролетарская» культура не была должным образом осмеяна и, к сожалению, проникла в молодежную среду. Это симптом особой пандемии, которую сочту посерьезней коронавирусной. Пока мы в большинстве, наверно, еще сможем это бескультурье преодолеть.