Первым делом скажу, что тема этой статьи ничего общего не имеет с одноименным американским фильмом 2010 года «Clash of the Titans». Там сплошь фантастика, а здесь политика, хотя нечто из происходящего ныне в политической жизни планеты побуждает к фантастическим предположениям и опасениям.
Имею в виду диалог, разыгранный двумя «титанами» современности — Джозефом Байденом, президентом США, и Владимиром Путиным, президентом РФ. Первый во всеуслышание назвал второго убийцей. Второй ответил, как с детства привык, по-пацански: «Кто как обзывается, тот сам так называется». Сам, дескать, такой. То есть, по-пацански поняв ситуацию, Путин мимоходом и Байдена назвал убийцей. Как раз в те годы, когда он мальчиком проводил дни во дворе Баскова переулка в тогдашнем Ленинграде, я наверняка его видел, поскольку в том же дворе много раз останавливался на побывку у живших там моих родственников по пути из Заполярья, где 8 лет пришлось работать. Знать бы мне, кем станет этот малец, авось разговорил бы его. Не пришлось, зато теперь я его, как мне кажется, понимаю.
Байден, как сам был спровоцирован журналистом, задавшим ему коварный вопрос с подсказкой о Путине, так и Путина он своим высказыванием спровоцировал на ответную грубость. Счет 1:1, по-спортивному это ничья, но в политике иначе, и Путин добавил своему обидчику еще и пожелание здоровья, чем, как все поняли, глубоко его уязвил.
Состояние здоровья президента США — его больное место, и он в последнее время очень сильно им озабочен. Это было видно, в частности в том, каким быстрым шагом он выходил, даже выбегал к микрофону телевидения. Явно стремился показать скептикам свою завидную физическую форму. Это стремление не раз его подводило — то при игре со своей собакой, когда он себе ногу повредил, то, когда падал, поднимаясь по трапу самолета.
Однако явно не это имел в виду Путин, когда пожелал здоровья своему, так сказать, коллеге. Физическое здоровье Байдена не внушает пока опасений. Он на 15 лет моложе меня и неплохо для своих лет выглядит. Чтобы не падал, можно в кресле возить. Да физическое здоровье отнюдь не столь важно для президента страны, как здоровье ментальное. Для сравнения вспомним, например, физическое и ментальное состояние президента Рузвельта.
Пожелав Байдену здоровья, Путин весьма недипломатично указал всему миру на ментальное нездоровье Байдена, рановато застигнутого деменцией. Чтобы это подчеркнуть, Путин присовокупил еще и предложение Байдену провести с ним публичные дебаты.
Байден не может выйти на дебаты с Путиным хотя бы потому, что ментально и дипломатически они несопоставимы. Байден, назвавший Путина убийцей, отнюдь не дипломат, а у Путина в ходу дипломатия нового типа, Байдену непонятная и недоступная.
Ленин, как все помнят, удивил мир партией нового типа, Путин теперь удивляет мир дипломатией нового типа — с танками, «зелеными человечками» и «Russia today». Сущность этой дипломатической новации раскрывается, если представить себе, что коренным словом в понятии «дипломатия» некто в РФ считает не греческое слово diploma, а привычный русский мат. Так, вероятно, и случается в их кругу на первой фазе обсуждения новых затей, пока специалисты с гуманитарным образованием не переведут высказываемое в более приемлемую для широкой общественности форму.
Но кому это нужно? То, что я в заголовке этой статьи иронически назвал битвой титанов, на самом деле вовсе не битва, а игра на публику: Байден играет на свою публику, Путин на свою. Ради престижа на фоне падения — как у Байдена, так и у Путина. Но все равно их высказывания показательны. Прежде так напрямую и рискованно лидеры государств не высказывались. Значит, внимание, наступают новые времена.
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» (Н. В. Гоголь, «Мертвые души»). Не дала Русь ответа классику русской литературы, не дает и сегодня. Но у нас ведь другая забота теперь актуальна: куда несутся США? Дорога-то впереди неровная, и видимость порой в тумане… Водитель, пока за рулем, полегче на поворотах!
«Да и вожди народа не те. Вот раньше, помню, были вожди. Вели они сразу нах*й к мечте. А эти все бл* — «Не спеши, подожди!» А че я хотел вам сказать-то вообще-то? — А! Эти гады испортили лето».