Вот уже пятую неделю продолжается газетная полемика, начавшаяся с полувопроса, полуутверждения, что «народ в русскоязычной общине безмолвствует?». Имелось в виду, что нет такого постоянного места и времени, где люди могли бы публично заявить на родном (в данном случае русском языке) о волнующих их проблемах, поделиться своим опытом, услышать, увидеть друг друга, познакомиться, подружиться, поддержать наконец.
Волею судьбы все мы оказались, правда, в разное время, оторванными от тех мест, где родились, росли, сформировались как личности… Однако жизнь на новой земле перед каждым из нас выдвинула такие задачи, которые в одиночку не то что решить — сориентироваться в них — «ногу сломаешь». Конечно, помощь в скорейшей адаптации здесь в какой-то мере налажена. Но даже воспользоваться ею не так просто без своевременной подсказки. И если ты не общаешься с себе подобными, где быстро взять полезную информацию? Сидеть целыми днями «под русским радио»? Листать стопудовые рекламные объявления? Но и там в основном реклама врачей и ресторанов. Ходить на зачастую бесполезные курсы? Многие, в том числе и я, с этого начинали знакомство с новой средой обитания. Но сколько времени и сил на это убито, а пользы… хорошо если 1 %. А ведь каждому надо ещё зарабатывать на жизнь, учить английский, осваивать новую профессию, уделять внимание семье, детям или внукам, а ещё неплохо бы и себе любимому. Да хоть бы книжку почитать, фильм посмотреть, в театр сходить… Но, извините, это уже роскошь. Есть и более серьёзные проблемы. Даже из нашей полемики наберётся для начала не меньше двух десятков. Но одну проблему нам не обойти никак. Участник нашей дискуссии уважаемый А. Бальман, письмо которого опубликовано в рубрике «Нам пишут», с гордостью утверждает: «Глядя на своих работающих детей, на их сверстников… я полагаю, что им русскоязычная община совершенно не нужна. О внуках, зачастую плохо говорящих по-русски, и говорить нечего».
Да Б-г с ней, с общиной. Мы-то сами им нужны?
Утрачиваются связи поколений, в том числе родственные!
А ещё… Ну никак мы не можем обойтись без приобретённой в Советской армии дедовщины: «Ты когда приехал — 5 (6, 7, 8) лет назад? А-а, так ты ещё ничего тут не понял. Вот проживи здесь, как я, 10 (15, 20) лет, похлебай… с моё — тогда и рассуждай на «наши» темы!» — «А что ж тут понимать? Почитайте отклики на нашу же полемику в Интернете — и всё поймёте… А-а, так вы не умеете пользоваться Интернетом. А что ж вы делали тут в Америке все эти 10 (15, 20) лет?». Вот на таком «пикейножилетном» уровне мы «всегда готовы!» вести дискуссии. Не случайно, наверное, многие «откликанты» на полемику одной из первых телевизионных тем предлагают избрать тему «о культуре дискуссии, об уважении к собеседнику, даже если он не прав,… а если нас еще увидят по телевизору, то какие примеры общественного поведения мы подаём нашим детям и внукам» (Лена Хазан). А художница Евгения Розенцвит подхватывает эту мысль: «Как нести культуру в массы, не имея в распоряжении современного средства человеческого общения, каковым сегодня является телевидение?».
Так вот о телевидении. Может быть, я сам и виноват в том, что, начиная разговор о новом телевизионном проекте, оттолкнулся от предшествующей дискуссии в «ЕМ» есть ли в нашей иммиграции община? А дальше мы ещё использовали этот термин, когда решили с группой волонтёров «совершить глубокий рейд в поверхностные слои русскоязычной комьюнити». Это была лишь игра слов. Потому что и вправду никаких признаков общины в наших местах не наблюдается.
Александр Розенфельд в своём отклике «И-ДЕ-Я… НАХОЖУСЬ?» (рубрика «Нам пишут») утверждает не без иронии: «Органа нет, который бы нами управлял. Устава нет. Помещения нет. Взаимной зависимости нет. Моральной ответственности друг перед другом никакой… А уж материальной — так тем более. Короче, денег нет и не будет. Потому что никто не даст. Не на что давать…
Мы с «глубоким удовлетворением» смотрим замечательные передачи из Германии, Израиля, России. И ведь находят же они деньги. И главное тратят по назначению. И даже доставляют удовольствие».
На нашей «исторической» родине нас любят относить к русской диаспоре. Может, мы и правда — не община вовсе, а диаспора? Звучит-то как! Почти как диарея…
А что это такое — диаспора? Заглянем в «Википедию»: «Диаспора — характеризует устойчивую совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущих за пределами своей исторической родины и имеющих социальные институты для поддержания и развития своей общности».
Ну и какие социальные институты мы здесь имеем? И зачем они нужны? А-а, для «консолидации». Кого, зачем? «Любая телепрограмма уже такую роль выполняет, — утверждает уважаемый Геннадий Кацов, — «консолидируя» на определённое эфирное время телезрителей». А об обсуждаемой телепрограмме «Дайте сказать!» мнение его таково: «Нужна. Ни на одном из русскоязычных каналов в США такой программы в настоящее время нет, поэтому она могла бы вызвать интерес. Люди хотят не только выслушать мнения по жизненно важным вопросам, но и сами поговорить… Если в записи будут принимать участие гости влиятельные…, то от такой программы могла бы быть реальная польза. В этом, вероятно, её главный позитив».
Выходит, «консолидироваться» можно и без общины, комьюнити или диаспоры. Консолидироваться можно вокруг проблемы, поднимаемой с телеэкрана наиболее яркими и авторитетными представителями русскоязычного населения. Всё зависит от остроты проблемы и общественного интереса к ней. «И не важно, — пишет из Москвы профессор Ю. Клебанов, — какие темы вы выберете для своей будущей телепрограммы, важно другое — как глубоко вы их сумеете раскрыть. Будут ли это вопросы культуры, искусства, общественной жизни или политики, важно, чтобы люди почувствовали: это касается всех».
Вот мы и решили обратиться к вам, уважаемые читатели, а возможно, будущие телезрители и участники народных (т. е. с участием народа) передач за такими темами, которые «касаются всех». Мы с вашей помощью, кажется, нащупали такие темы. А глубина их раскрытия будет в немалой степени зависеть от вас. И хотя газетная дискуссия свою роль выполнила, для новых тематических предложений двери всегда открыты.
Теперь бы самое время приступить к осуществлению задуманного. Но не решена самая главная проблема — финансовая. Мы надеемся, что ваша общественная поддержка проекта послужит нам надёжной опорой в достижении цели. О каждом важном шаге на пути к ней мы постараемся регулярно сообщать вам. Следите за информацией. Всё только начинается. Спасибо за участие. До новых встреч. Надеемся — в эфире.
Лев Лейбо
Публикуя письмо Льва Лейбо, «Злые страницы» обращают внимание читателей, телезрителей и слушателей русского радио, что ни руководство этих организаций, ни наши общественные деятели, за которых мы все когда-то голосовали, не приняли участия в обсуждении этого социально важного проекта. Все правильно — крутить мыльные оперы, «диверсантов», и проводить массированные «хит-атаки» проще и дешевле. А народ, т. е. мы с вами, все съест и будет безмолвствовать…

