Мечтая о семейном счастье, человек ностальгически ищет свою «вторую половинку». Неженатый мужчина — всего лишь «половина человека», — утверждали мудрецы Талмуда, стремясь подчеркнуть, что только в семье можно найти гармонию и единство. Браки, как известно, совершаются на небесах, и мы находим этому интересное подтверждение в Торе.
«И сотворил Всевышний человека в его образе… мужчиной и женщиной сотворил Он их». (Берешит, 1:27). «И построил Всевышний из ребра, которое взял у человека, ему жену… И сказал человек: На сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей! Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они одной плотью». (Берешит, 2:21-24).
Однажды большой праведник Израиля рав Арье Левин привел свою жену на прием к врачу и сказал: «Нога моей жены нам болит». Вы улыбаетесь? Глава иешивы «Швут Ами» в Иерусалиме рав Элиэзер Кугель женат на его дочери, и он рассказал мне, что рав Арье Левин и не думал шутить, он просто ощущал боль жены, как свою собственную…
«Семейная жизнь супругов подобна треугольнику, — говорит американский раввин Элиэзер Таубер, автор книги «To became one» — «Стать одним целым». Начало семейной жизни — это основание треугольника; два угла, две крайние точки — это физическое стремление супругов друг к другу. Однако по мере того как на смену страсти приходит глубокое чувство — любовь, отношения принимают более духовный характер, происходит движение вверх, ко Всевышнему, к высшей точке треугольника — единению душ. Лишь на этом духовном уровне единение становится возможным. Всевышний сотворил тело Адама из праха земли и вдохнул в него душу. «Вдохнуть можно, лишь выдыхая из себя», — поясняет «Зохар». Сутью материального тела являются его инстинкты — желание взять. Душа человека стремится бескорыстно дать, ибо она — проявление искры Б-жьей, образа и подобия Творца. Материалистические устремления, в конце концов, разъединяют людей, духовные же — объединяют.
В момент хупы — бракосочетания произносятся семь благословений. В последнем, седьмом, содержатся пожелания молодоженам «любви и братства, дружбы и мира». Вам не кажется, что кульминацией благословения должна была быть любовь? Почему же за любовью по возрастающей следуют братство, дружба и мир? Выбирая себе жену, молодой человек ищет в ней достоинства: красоту, симпатию, благородство души. Сестру же не выбирают, ее принимают и любят такой, какая она есть. Когда жена становится родной, то ее любят, даже если тело ее стареет. Муж, который стал и братом, и другом, умеет прощать своей жене ее человеческие слабости и недостатки. И только в такой семье может быть настоящий мир. «До свадьбы — хорошо смотри, а после свадьбы — умей закрывать глаза», — шутят американцы. Под хупой молодожены осознают, что созданы друг для друга и являются частью единого целого. Это превращает их первоначальное взаимное влечение в глубокое чувство любви к родному и близкому человеку, которое не зависит ни от каких внешних причин. Именно такой и должна быть настоящая любовь не только между братьями, родителями и детьми, но и между мужем и женой. Мы любим наших близких не из-за их достоинств. Скорее наоборот, любящие родители ищут и открывают таланты и достоинства в своих детях. Так же и любящие супруги: на протяжении жизни находят все больше достоинств друг в друге. Но эти достоинства — не причина, а повод для еще большей любви. Ибо настоящая любовь всегда иррациональна, она не нуждается ни в каких причинах.
Мудрецы учат нас в «Поучениях отцов» (5:19): «Если любовь зависит от какой-то причины, то она исчезает с исчезновением этой причины, а не зависящая ни от чего любовь никогда не иссякает».
«Тиферет Исраэль» поясняет в своем комментарии: «Любовь между родителями и детьми, между близкими родственниками, а также любовь к мудрости, к высоким проявлениям духовности, в сущности, необъяснима, и потому ее можно назвать бескорыстной, не зависящей ни от чего».
Какие-то внешние причины, достоинства или общие интересы могут на время объединить совершенно разных людей. Но стоит обстоятельствам измениться, объединяющим причинам исчезнуть, как исчезает интерес друг к другу, иссякнут любовь и дружба…
Во время дарования Торы евреи достигли особого единства — как один человек, с одним сердцем, пишет рав Гедалия Шор. Грех тельца разрушил это единство, что и отражается во множественном числе слов «вот они божества твои». Евреи перестали осознавать то, что живут в мире великой гармонии и единства, являясь частью целого. Строительство Мишкана, в котором соединилось множество элементов, материалов и принадлежностей Храма, помогло евреям вновь понять силу единства нашего народа, утерянную во время греха золотого тельца, а потому и открыть свое место в мире. Ощущая себя частью своего народа, ты осознаешь и с радостью исполняешь свою миссию в мире: творишь добро и заботишься о других. Таким образом, смысл исправления греха в совместном строительстве, когда один за всех — каждый человек отдает всему народу, и все за одного — все евреи строят один Храм.
В духовном смысле это строительство Храма происходит каждый раз, когда мы строим свои семьи, укрепляем общины, заботимся о своем народе и, в конце концов, наполняем своей любовью весь мир.
Художник Алекс ЛЕВИН