В субботу после полудня Сенат ожидаемым межпартийным большинством в один голос одобрил предложенный президентом Джо Байденом билль «План спасения Америки» (The American Rescue Plan Act) от последствий корона вируса. На это спасение выделяется 1,9 триллиона долларов, которые распределяются на 592 страницах законопроекта.
Сенаторы прозаседали пятницу и утро субботы, и через 26 часов все 50 демократов проголосовали «за», а все 49 республиканцев — «против». В принципе, республиканцев в Сенате тоже 50, но 56-летний Дэн Салливан от Аляски в пятницу срочно улетел домой в связи со смертью тестя, который скончался 25 февраля в возрасте 91 года. Очевидно, сенатор улетел на похороны или поминки, но даже останься он в Вашингтоне и проголосуй с однопартийцами, решающий голос принадлежал бы вице-президенту Камале Харрис, и победили бы все равно демократы. Как заметил после голосования лидер республиканцев Митч Макконнелл, «Сенату еще никогда не приходилось так бездумно тратить почти два триллиона долларов». Второй по старшинству республиканец Сената Джон Тун после голосования заявил, что «это, как мы всегда говорили, сугубо партийный процесс, результат которого отражает суетливую и поспешную попытку получить 2 триллиона долларов». Непосредственно на медицинские расходы, включая вакцинацию, выделяется 75 млрд долларов , то есть примерно 2,5%, зато остальным деньгам дышится легко и свободно, так как сенаторы-демократы отбили больше десятка поправок республиканцев. Одобренный проект закона поступит на согласование в Палату представителей, где он уже был одобрен, и окончательное голосование пройдет там до вторника, когда истекает срок продленного и увеличенного пособия по безработице.
Президент Байден отозвался на победу в Сенате 9-минутной речью из Парадной столовой Белого дома, назвав свой закон еще одним шагом к возвращению Америки к нормальной жизни. «Думаю, что к середине мая у нас будет достаточно вакцины, хотя сама вакцинация может продлиться дольше», — сказал президент и призвал Палату представителей, где демократов на 10 больше, чем республиканцев, не медлить и проголосовать в ближайшие дни. «Проведя этот закон, — сказал Байден, — мы докажем, что эта демократия, это правительство, еще могут работать». Свою краткую речь в воскресенье президент Байден начал с того, что «знаете, когда мы получили власть 45 дней назад, я обещал американскому народу, что помощь идет. Сегодня могу сказать, что мы сделали еще один гигантский шаг к выполнению обещания, что помощь в пути». В заключение речи у Байлена спросили, почему, по его мнению, за прект его закона не проголосовал ни один республиканец, и что он думает о ближайших четырех годах. «Они хотят быть хорошими, — ответил 46-й президент. — Я хочу преуспеть. Мы намерены преуспеть, двигаясь вперед. Смотрите, американский народ активно поддерживает то, что мы делаем. В этом все дело. И это должно просочиться через народ, включая наших друзей — республиканцев. Многие республиканцы стали такими. На них сильно давят. Но я не перестаю надеяться на их поддержку».
Накануне голосования в Сенате газета The New York Post поместила статью молодого республиканца Райана Фазио, который сильно сомневается в этом. «Конгресс и президент стоят на грани утверждения третьего билля о ‘стимулах’, стоящего налогоплательщикам 1,9 триллиона долларов, — написал 6 марта 30-летний Фазио, который в прошлом году чуть не попал в Сенат своего штата Коннектикут. — ‘План Спасения Америки’ наступает на пятки второму, принятому в декабре ‘стимулу’ примерно на триллион долларов и первому мартовскому стоимостью 2,2 триллиона. Но последний помогает не стране, а политикам».Фазио поясняет, что первый билль не только не стимулировал экономику, а в будущем даже негативно повлияет на нее принудительным ростом зарплат. Второй нельзя называть стимулом, так как он еще глубже опустил страну в долг чеками помощи семьям с шестизначным доходом. Третий билль Райан Фазио называет «поцелуем взасос Демократической партии и ее группам специальных интересов» и считает, что такое в современной истории Соединенных Штатов трудно подыскать. Сам термин «стимулы» разумник Фазион считает для этого закона не подходящим и напоминает, что экономисты-кейнсианцы выступают за увеличение государственных закупок и трансфертов во время экономических спадов, вызванных падением «совокупного спроса», то есть за расходы. Но причина вызванного коронавирусом спада вовсе не в увеличении трансферов, а в пандемии, которая мешает людям зарабатывать и соответственно тратить. Это понимают даже левые экономисты, которые работали на президентов Клинтона и Обаму.
Ларри Саммерс, который при первом был министром финансов, а при втором — директором Национального совета по экономике, критиковал «План Спасения Америки» за то, что выплаты 900 млрд долларов не спасут положение. Полученные чеки помогут скорее психологически, но не будут насильно вложены в покупки, путешествия или развлечения, которые должны оживлять экономику. «Если этот билль призван стать стимулом в условиях COVID, — написал Райан Фазио за день до голосования в Сенате, — для наращивания роста экономики нужно куда больше расходов на инфраструктуру». По мнению Фазио, от нового закона выиграют две группы — контролируемый демократами власти штатов и профсоюзы госслужащих. Этот закон он назвал «1,9 триллиона долларов нового долга», платить который придется в грядущие десятилетия. Фазио выразил надежду, что «президент и Сенат остановятся перед тем как совершить историческую ошибку», но надежда, как завещал Фрэнсис Бэкон, «хороший завтрак, но плохой ужин».
В воскресенье на ту же тему высказался более зрелый политик Ренд Пол, сенатор-республиканец от Кентукки. В своем Твиттере 58-летний Пол написал, что, если по одобренному Сенатом закону о «Спасении Америки» страна влезет в 6 триллионов долларов долга в год, «не станут ли Соединенные Штаты следующей Венесуэлой?» Сенатор имел в виду гиперинфляцию в этой богатой нефтью латиноамериканской стране, где сейчас «новая купюра в миллион боливаров стоит 53 цента». Аналогичное мнение выразил Митт Ромни, сенатор-республиканец от Юты, усомнившись в целесообразности финансовой помощи штатам, которые в этом не нуждаются. В воскресной программе канала NBC «Meet the Press» принял участие сенатор Джон Баррассо, республиканец от Вайоминга, который назвал одобренный Сенатом билль президента Байдена «списком пожеланий либералов». По словам Баррассо, «десять республиканцев пришли в Белый дом и предложили работать вместе, но, вместо этого, начальник аппарата Белого домаРон Клайн сказал, что это самый прогрессивный закон поколения». Баррассо отметил, что в этом законе не говорится о том, что взрослые должны вернуться на работу, а дети — в школы, и предсказал, что, хотя сегодня билль закона «Спасение Америки» популярен, но со временем люди начнут терять нынешний энтузиазм, так как, в принципе, там речь совсем не про коронавирус».
Штату Нью-Йорк новый закон выделяет на спасение от вируса «мощную корзину в 100 млрд. долларов», как выразился на пресс-конференции в Манхэттене сенатор от этого штата Чак Шумер, теперь глава сенатского большинства. Шумер заявил, что эта помощь будет оказана «почти каждому ньюйоркцу», и большинство жителей штата получат чеки на 1400 долларов. Как уже было объяснено, такие чеки получат граждане с годовым доходом до 75 тыс. долларов. Шумер уточнил, что правительство штата получит 12,509 млрд; город Нью-Йорк 6,141 млрд; 3,907 млрд долларов достанутся графствам штата и 825 млн. маленьким городам и поселкам. «Скажу осажденным ньюйоркцам, что помощь идет, — заявил сенатор Шумер, теперь глава сенатского большинства. Узнав про 12 млрд. помоши, губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо назвал это недостаточным и в воскресенье на телефонной пресс-конференции заявил, что его штату нужно минимум 15 млрд, а иначе придется повышать налоги.
Бедняге Куомо сейчас не до таких мелочей, как бюджет его штата, по сравнению с наездом группы женщин, которых становится все больше. Женщины обвиняют губернатора и бывшего министра жилищного строительства Куомо в недостойном государственного мужа сексуальном приставании к ним (чем сегодняшнюю Америку не удивишь). 63-летний губернатор упорно отказывается уходить из-за этого в отставку, заявляя, что никогда не совершал ничего неподобающего, а если его объятия и поцелуи не так поняли, то, гражданочки, извините. Мол, каждый понимает это в меру своей испорченности.