Два героя. Две судьбы

Тед Рубин

Когда сотрудник Белого дома позвонил Теду (Тибору) Рубину, чтобы сообщить о награждении его Medal of Honor (Почетной медалью конгресса), Тед подумал, что кто-то из его друзей решил подшутить над ним. Однако 23 сентября 2007 г. президент Дж. Буш вручил капралу Теду Рубину, 76-летнему ветерану Корейской войны, Medal of Honor и назвал его «одним из самых лучших солдат-евреев, которые были в Соединенных Штатах Америки». Тед был очень смущен и сказал: «Я простой деревенский парень, но получил сегодня самую высшую награду Америки, самую высшую награду самой лучшей страны в мире. Я все еще не могу привыкнуть к этому. Моя мечта сбылась, хотя в это трудно поверить».

Он родился в Венгрии в 1929 г. В 1944 г. нацисты отправили его в концлагерь Маутхаузен в Австрии. В первый же день капитан СС объявил заключенным: «Ни один из вас не выйдет отсюда живым». Семья Теда погибла: отец умер в Бухенвальде, мать после селекции направили на тяжелые работы, а его 10-летнюю сестренку Элоню — в газовую камеру. Но мать не могла оставить ребенка, и обе погибли в печи крематория. Тед выжил вопреки всему.

Маутхаузен был освобожден 11-й американской танковой дивизией через 14 месяцев, 5 мая 1945 г. Тогда Тед поклялся, что отблагодарит Америку за свое освобождение. Он увидел, что в освобожденной Венгрии еврею нечего делать, и уехал в Америку. В 1950 г. Тед вступил в американскую армию.

Вторая война

и второй концлагерь


8 августа 1945 г. СССР объявил войну Японии, и 9 августа советские войска высадились в Северной Корее, к северу от 38-й параллели. Когда американцы оказались там 8 сентября 1945 г., СССР уже создавал коммунистическое марионеточное правительство. ООН объявила, что в Корее должны состояться свободные выборы, но СССР отказался признать это и 12 октября 1948 г. заявил, что Корейская Народная Демократическая Республика является единственным легитимным государством. И 25 октября Северная Корея при поддержке СССР напала на Южную Корею. Совет Безопасности проголосовал (9 к 0) за немедленное прекращение огня и отвод всех сил к 38-й параллели. А пока солдаты Южной Кореи гибли от советских танков и самолетов. 28 июня были сформированы международные силы ООН под командой генерала МакАртура, большая часть которых состояла из американских войск. Тед очутился в Корее в одном из первых подразделений, посланных остановить вторжение коммунистов. Он участвовал в боях за порт Пусан, через который проходили подкрепления для войск ООН. В успешном сражении за Инчон войска ООН одержали победу, и войска Северной Кореи начали отходить к 38-й параллели.

В одном из боев возле Чирие подразделение Теда перебиралось с одного холма на другой, и Тед вызвался прикрывать его. Как рассказал капрал Ленард Хамм: «Коммунисты думали, что американцы все еще стоят на этом холме, и начали массовое наступление, подтянув дополнительные силы. Тед приготовил гранаты, и во время атаки бегал из окопа в окоп, взрывая корейцев гранатами. Он почти впал в истерику, но сумел удержать холм в одиночку, пока все наши ребята не перешли на другой холм».

За этот и другие подвиги Теда представили к награде, но офицеры погибли, не успев отправить наградные документы, которые попали теперь к сержанту. Сержант оказался антисемитом и посылал Теда на самые опасные задания в надежде, что его убьют: «Пока я здесь, еврей не получит медаль». После успешного вторжения в Инчон 8-й бронетанковый полк продвинулся к переднему краю международных сил, посланных ООН на защиту Южной Кореи. Вскоре войска Южной Кореи пересекли 38-ю параллель, разделявшую две Кореи, и за 5 дней продвинулись на 50 миль; 19 октября взяли Пхеньян и подошли к китайской границе. Войска Северной Кореи бросились в Китай. Генерал МакАртур доложил президенту Трумэну, что если он будет преследовать их, то китайцы не посмеют вмешаться. Но 21 октября 300.000 китайских войск начали переход реки Ялы. Было предложено сбросить на них атомную бомбу, но МакАртур был против.

Батальон Теда был почти полностью уничтожен в бою возле Унсана в ноябре 1950 г. И части Северной Кореи захватили в плен сотни американцев. Тед тоже попал в плен, когда прикрывал отход уцелевших солдат. Он оказался в концлагере Пукчин, который американцы называли «Долиной смерти». Голод, холод, издевательства, болезни. Каждый день в лагере умирали по 30 — 40 человек. Но Тед, прошедший Маутхаузен, знал способы выживания. Прежде всего он помнил, что человек, потерявший надежду, не сможет выжить. Тед поднимал дух товарищей: «Я делал это потому, что был американцем и потому, что это большая мицва. Независимо от цвета кожи и национальности, они были моими братьями». Он прикладывал пиявки к воспалившимся ранам пленных, чтобы остановить гангрену, находил травы и коренья, чтобы облегчить страдания больных и умирающих.

Его товарищ по лагерю, сержант Лио Кормир, рассказывал, как Рубин поддерживал пленных. «Однажды я видел, как он целую ночь избавлял от вшей человека, который не мог поднять головы. Это сделало его героем в наших глазах». Каждый вечер, когда пленные ложились спать на голую землю, Тед, рискуя жизнью, прокрадывался через ограду на склад и воровал еду, несмотря на то, что его мог убить часовой, который круглосуточно находился на вышке. А возвратившись, подкармливал товарищей. Он хоронил умерших, читал по ним кадиш. Когда коммунисты узнали, что он родом из Венгрии, они предложили ему вернуться туда, обещая работу и прочие блага. Но Тед не стал игрушкой у советской пропаганды: «Я давал клятву на верность Америке и останусь здесь», — заявил он.

Через два с половиной года он вернулся в Америку, получил гражданство и женился. Его выжившие товарищи, которых Тед прикрывал в одиночку, считали его погибшим, пока неожиданно не увидели его на ежегодной встрече друзей по оружию. Они стали ходатайствовать о награждении его Medal of Honor. В 1988 г. Jewish War Veterans подал прошение в конгресс о признании заслуг Теда. Четыре раза представляли Теда к медали, но антисемиты мешали этому. И только после того как в 2001 г. конгрессмен из Флориды Роберт Векслер представил законопроект о пересмотре дел ветеранов-евреев, которым было отказано в медали из-за их происхождения, сослуживцы Теда заявили, что он спас по меньшей мере 40 человек.

Итак, спустя более полувека, награда пришла к Герою. Когда американские солдаты освободили его из Маутхаузена, он почувствовал себя заново рожденным и пообещал себе, что отблагодарит Америку за жизнь и свободу. Тед Рубин сдержал свое слово дважды.

Дэвид Рубицки

1 декабря 1942 г. сержанта Дэвида Рубицки послали проложить телефонный кабель, соединяющий командный пункт с кишащим крысами аванпостом в Новой Гвинее, который прежде был японским бункером, захваченным американцами. Высотой 4-5 футов, 30 футов длиной и 10 шириной, он был построен из кокосовых досок и бетона, укрепленного стальными листами. Когда Дэвид прибыл туда с капитаном Дж. Стелингом, бункер охраняли трое солдат, предупредившие, что сюда направляются 4 колонны японцев и надо бежать. Дэвид остался один. Так началась эта удивительная история неоцененного героизма.

Дэвид увидел, что японцы начали передвижение малой артиллерии, тяжелых пулеметов, минометов и зениток. Продолжало прибывать пополнение. Предвидя неожиданную атаку на позиции его батальона, Дэвид решил преподнести японцам сюрприз. Как только японцы начали приближаться к его бункеру, Дэвид стал стрелять, используя имевшееся у него оружие.

У Дэвида были только 30-калиберный тяжелый водоохлаждаемый пулемет, стрелявший 3000 патронами в минуту, автоматическая винтовка Browning, стрелявшая 600 патронами в минуту, винтовка М-1, пистолеты и 35 гранат.

Когда прекратился огонь и к бункеру подошли американцы, они нашли контуженного героя с тяжелыми ранами, а рядом с бункером — около 500 мертвых японцев. Дэвид провел в бункере 21 час, из них 9 часов — под непрекращающимся огнем, который велся с трех направлений: с севера, юга и запада. В бункере были прорези со всех сторон, и это дало Дэвиду возможность отвечать на атаки, которые велись отовсюду.

Когда подполковник Герберт Смит прибыл на следующий день к бункеру, он был поражен количеством убитых японцев. По его подсчетам, выходило, что Дэвид в одиночку уничтожил от 500 до 600 японцев и тем самым спас свой батальон. В том же месяце Смит и Стелинг послали рекомендации о награждении Дэвида Рубицки Medal of Honor. Но медаль Дэвид не получил до сих пор. Генерал-майор Смит и ставший бригадным генералом Стелинг, а также солдаты из 128-й пехотной дивизии, 2-го батальона и 32-й дивизии, находившиеся тогда в Новой Гвинее, пришли к выводу, что причина, в силу которой Дэвид не получил Medal of Honor, — в антисемитизме. Незадолго до смерти в 1989 г. Смит рассказал, что, когда он первый раз обратился с просьбой о награждении Дэвида, принявший его подполковник прямо заявил, что не стоит подавать наградные бумаги: «Мы не даем евреям Congressional Medal of Honor». Его вдова Эвелин Смит подала нотариально заверенное заявление, подтверждающее слова ее мужа относительно подвигов Дэвида: «Мой муж говорил мне, что сержант Дэвид Рубицки заслуживал вторую Medal of Honor за то, что сумел вывести из строя 7 пулеметных гнёзд и уничтожил более 200 японских солдат в Лейте на Филиппинах, где шли кровавые бои…»

В 1989 г. и позже история о героизме Дэвида Рубицки и о несправедливости по отношению к нему появлялась на страницах многих американских газет и журналов. И сразу же неизвестные начали звонить Дэвиду с угрозами. В конце концов, в декабре 1989 г. ему сообщили, что министр обороны рассмотрит документы и решит вопрос о награде. Комиссия за неимением официальных документов о битве, рассмотрела в числе других письменные свидетельства бывших командиров Дэвида — Смита и Стелинга. 70 конгрессменов высказались в поддержку Дэвида. Однако решили иначе: «Дэвид Рубицки не заслуживает награждения Medal of Honor из-за отсутствия самого подвига, а вовсе не из-за антисемитизма, как он утверждает».

Большинство в конгрессе согласились с решением, что «утверждения Рубицки оказались мифом»: «Расследование установило, насколько это возможно, что не было уничтожено такое количество японских солдат в Буне в Новой Гвинее в 1942 г.». В отчете Пентагона было указано, что обвинение в антисемитизме не имеет отношения к причине, по которой Рубицки не был награжден Medal of Honor. Пентагон подсластил пилюлю, указав, что «Рубицки не лгал, как барон Мюнхгаузен, что «он воевал хорошо», но по прошествии многих лет у него, как у многих, просто отшибло память, и ему стало казаться то, чего не было».

Директор Антидиффамационной лиги Авраам Фоксман, поддерживавший Дэвида, назвал это решение «недобросовестным». Он попросил разрешения просмотреть материалы расследования, но получил вежливый отказ. На вопрос о том, почему он считает решение армии «недобросовестным», Фоксман ответил: «Потому что здесь что-то недоговорено. Если факты очевидны, и они убедили членов конгресса, почему же их нельзя сделать достоянием всех. Ведь речь идет о 1942 годе». Фоксман и Антидиффамационная лига обратились с просьбой к министру обороны пересмотреть его решение, но им было заявлено, что расследование пришло к логическому концу и больше говорить не о чем. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Среди причин, указанных Пентагоном, есть сфабрикованная надпись на фотографии, которая будто бы была найдена на трупе японского офицера в 1942 г. Отставной бригадный генерал Стелинг, проживавший тогда в штате Висконсин, выразил удивление очередным решением: «Армия может заявлять все что угодно, но я хочу сказать следующее: зловоние от этих гниющих трупов в тот день в джунглях осталось в моей памяти навсегда. И нечего говорить о том, что люди теряют с годами память». Стелинг хорошо помнил фотографию, найденную у покончившего с собой японского офицера, на обороте которой было написано: «600 прекрасных японских солдат погибли из-за одного американского солдата».

Несмотря на то, что не все ветераны войны являлись сторонниками Дэвида, но организация вьетнамских ветеранов поддержала его и выпустила специальную резолюцию, призывая армию пересмотреть свое решение. Пентагон промолчал. Но власти Новой Гвинеи и королева Англии признали подвиг Дэвида и в 2001 г., после тщательного расследования, организованного под руководством посла Новой Гвинеи сэра Нагора Богана и известного историка, просмотрев оригиналы документов и изучив другие источники, наградили Дэвида Рубицки. Дэвид назван Honorary Member of the British Empire (почетным членом Британской империи). Это одна из пяти наград, которые вручаются в Букингемском дворце гражданским и военным лицам за выдающиеся заслуги перед отечеством.

«Я горжусь этим, — сказал Дэвид в 2001 г., — я люблю мою страну и отдал бы за нее свою жизнь. Но эта медаль мне значительно дороже, чем Medal of Honor. Я хочу одного — чтобы Америка заявила, что я не получил награду — Medal of Honor из-за дискриминации. Я настаиваю на соблюдении принципов равноправия».

После Теда Рубина в списке не получивших медали остаются еще 150 человек. Многих уже нет в живых. Многие евреи получили медали посмертно. Получит ли ее Дэвид Рубицки? Вряд ли. И это очень горько.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора