В одном из маленьких городков Коннектикута живёт удивительный фотограф-поэт Ларри Силвер, извлекающий буквально из ничего красоту. О таинстве творчества замечательно сказала Анна Ахматова:
«… Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне…»
Приехав в 1973 году из шумного и многоликого Нью-Йорка в Вестпорт, Силвер был покорён неброским окружающим ландшафтом, образом жизни маленького городка. Его настроение получило отражение в лирических фотографиях. В чём их завораживающее очарование? Фотографии Силвера наделены уникальным качеством безвременности, вызывающим одновременно, как воспоминания о прошлом, так и ощущение реальности настоящего. Они удивительны своей композиционной уравновешенностью, богатством тональных градаций, чувством ритма. Они спокойны и созерцательны, как и сама жизнь в таких городках, как Вестпорт, Шелтон, Норвок, Саутпорт, которые Ларри фотографирует с любовью и теплотой.
Силвер любит снимать рано утром, когда туман окутывает деревья, строения, фигуры людей, когда первые лучи солнца, рассеянные мириадами водяных частичек, парящих в воздухе, придают им мягкость очертаний и таинственность. Зрителя восхищают сцены с маленькой фигуркой бегущего трусцой человека по мокрой дороге в окружении высоких деревьев, почерневших под дождём («Бегущий трусцой», Вестпорт, 1979); с едва уловимой сквозь туман фигурой мужчины, прогуливающего собаку («Мужчина, прогуливающий собаку», Вестпорт, 1993); с мальчиком, качающимся на качелях на пустынном пляже («Мальчик на качелях», Вестпорт, 1975). Ландшафты Силвера — очень лиричные, немного грустные, очень личные.
Детство Ларри Силвера прошло в Восточном Бронксе. Он рос средним из трёх сыновей Лены Леновской и Уильяма Силверштейна, приехавших в США в детском возрасте с родителями из России. Отец занимался мойкой окон, а мать работала оператором в обувном магазине Манхэттена.
Как рассказывает Ларри Силвер, будучи мальчиком, он знал лишь, что фотограф — это парень, делающий фотографии на свадьбах и бармицвах. Однако, где-то в 14 лет Ларри увлёкся фотографией. Для поддержания его интереса мама, несмотря на ограниченные средства, покупает ему за 5 долларов камеру Brownie (вероятно, Kodak Baby Brownie, производство которой началось в 1934 году, и стоила она в то время один доллар). Увлечение оказалось столь серьёзным, что вскоре спальня была преобразована в фотолабораторию.
В 1949 году Ларри Силвер поступает в нью-йоркскую Школу прикладного искусства (1949 — 1953). По счастливой случайности она располагалась неподалёку от Peerless Camera Stores на Лексингтон-авеню и 43-й улице. Сюда часто заходили члены Фото-Лиги (1936 — 1951) Юджин Смит, Диана Арбус, Виджи из своих студий, находившихся поблизости, рассматривали новую технику, обменивались новостями. Для юного Ларри Силвера общение с ними было хорошей школой мастерства. Известны слова, приписываемые Исааку Ньютону, сказавшему: «Если я чего-то достиг, то это опирается на плечи гигантов». Такими «плечами» для Ларри Силвера была Фото-Лига.
Объединение Фото-Лига было создано Сидом Гроссманом и Солом Либсоном в 1936 году. Как сами основатели Лиги, так и присоединившаяся к ним большая группа фотографов полагали, что фотография может стать инструментом социальных преобразований в обществе. Фото-Лига ставила своей задачей поддержку и обучение фотографов, спонсирование документальных проектов по актуальным социальным проблемам. Её судьба трагична. Она стала жертвой «холодной войны». В 1947 году её включили в список организаций, занимающихся подрывной деятельностью. Из-за обвинения в неблагонадёжности её члены не могли заниматься фотожурналистской работой. В 1951 году Лига прекратила своё существование.
Фото-Лига была для Ларри Силвера альма-матер. Истинным наставником молодого фотографа был Луи Берштейн, активный член Фото-Лиги. Он вселил в Ларри веру в свой талант, оказал влияние на формирование художественного видения, привил интерес к документальному стилю фотографирования, присущему фотолиговцам. В эти годы Силвер фотографирует в Бронксе и на Манхэттене пассажиров метро, школьников на выпускном вечере, детей в ботаническом саду Бронкса, бездомных. «Я был неискушённым, но, однако, многие снимки, сделанные тогда, по-прежнему волнуют меня сегодня», — говорит Силвер.
Тогда же, представив свои фотографии в виде портфолио на Scholastic-Ansco Photography Awards, Ларри занял первое место и получил стипендию для обучения в Art Center School в Лос-Анджелесе (1954 — 1956). Так судьба на несколько лет забросила Силвера в Калифорнию, в Санта-Монику. Новое место во многом было реминисценцией Кони-Айленда и Орчард-Бич, как-то скрашивало тоску по дому. С энтузиазмом Силвер фотографирует на побережье штангистов, культуристов, акробатов, жанровые сцены. Фотографии составили серию «Muscle Beach», показанную позже в The International Center of Photography (1985, Нью-Йорк) и в The Los Angeles County Museum of Art (1999). В 2000 году они были опубликованы в книге «Made in California».
Годы, проведённые в Калифорнии, были счастливыми для Ларри Силвера. Здесь сформировался его художественный стиль показа объекта в окружающей среде, здесь он познакомился со своей женой Глорией, здесь родился его первый сын Вильямс. В 1959 году он возвращается домой. Чтобы поддерживать семью, пришлось заняться коммерческой фотографией. На первых порах Силвер работает в фотостудиях и лабораториях цветной фотографии, пока в 1960 году не открывает собственную рекламную фотостудию в Нью-Йорке (1960 — 1999).
Но вот, в 1973 году Ларри принимает неожиданное для родных и друзей решение перебраться в Коннектикут, поближе к природе, тишине и океанскому простору. Силвер вспоминает о том времени: «Деревья, трава, цветы, дети с бейсбольными мячами, семьи на пляже. Новые виды Коннектикута, обыденные для многих, дали мне почувствовать себя словно заново рождённым. Я нашёл себя в том, что, просыпаясь рано утром, сажусь в машину и разъезжаю иногда часами в поисках изображений. Я не чувствовал такого вдохновения с юношеской поры, когда искал сюжеты в нью-йоркском сабвее или на пляжах Калифорнии. Но теперь у меня появилось преимущество десятилетнего опыта. Я понял значимость многих составляющих в совершенном балансе создания действительно удачной фотографии: камера, объектив, окружающая обстановка и видение. Понял, каким образом воспользоваться этими возможностями, как в то, очень туманное утро, когда, выскочив из машины, снял «Бегущего трусцой».
Переехав в Вестпорт, Силвер на протяжении тридцати лет целенаправленно работает над проектом «Провинциальные виды», формируя свой стиль восприятия окружающей среды. На многих фотографиях он показывает одинокие фигуры людей в чёткой композиции сцены. Они примечательны лёгкой узнаваемостью авторского видения. Итогом работы над этим циклом стала представительная выставка фотографий Ларри Силвера «Провинциальные виды» в Bruce Silverstein Gallery (2002, Нью-Йорк), сопровождавшаяся каталогом.
С 1977 по 1982 годы Ларри Силвер преподавал фотографию в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке. С 1975 года он является членом Американского общества журнальных фотографов, а с 1981 года — членом общества рекламных фотографов Америки.
В 1996 и в 1999 годы Силвер по приглашению мэра Янгжоу и Китайской фотографической ассоциации посещает Китай. В каждой поездке он много фотографирует.
Как некогда Роберт Франк, завершив свою эпопею «Американцы», посчитал, что тема завершена, и занялся сначала производством фильмов, а затем фотоколлажем, дополняя его рисунком, текстом. Так и Ларри Силвер в 2003 году прекращает документальную съёмку. Он пытается изменить ландшафтные изображения путём манипуляций в фотолаборатории. Переходит к абстрактным композициям («Water», 2003, 2004), проявляя интерес к творческим поискам «нового видения» времён Баухауза (1920-е годы). Нельзя сказать, что это стало новым направлением в творчестве Силвера. В ряде фотографий Коннектикута у него уже просматривались черты абстрактности.
Тридцать лет Ларри Силвер снимал неприметные ландшафты Коннектикута, открывая своё мироощущение людям, ведь личность фотографа — его фотографии. Отмечая глубокую человечность творчества Ларри Силвера, ему присужден грант «Guggenheim Fellowship for Humanities».
Работы Ларри Силвера представлены в более двадцати постоянных музейных коллекциях, включая Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Бостонский музей изящных искусств, Еврейский музей (Нью-Йорк), Международный центр фотографии (Нью-Йорк), а также во многих частных собраниях.
Ларри Силвер образно показал неброскую красоту провинциальной Америки, её спокойной, неторопливой жизни. Искусство Силвера — это ясность, изящество, человечность.
Лев ДОДИН