— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! У меня есть знакомый — интересный и умный человек. О нем есть много статей, в которых рассказывается о сильном, мудром человеке, хорошем организаторе, о человеке, который не равнодушен к евреям и еврейской жизни. Но есть странная вещь. В наших отношениях он совершенно противоположный. Слабохарактерность, переходящая в унижение, обман, нежелание подбодрить, похвалить, поддержать в трудные минуты. Для общественных дел, для изучения Торы он себя не жалеет. И у меня к этому нет претензий, даже наоборот — это то, что меня к нему притянуло -любовь и преданность Торе и еврейству. Но в отношениях со мной он жуткий эгоист.
Как так может быть, что человек диаметрально противоположный? Это фальшь? Или, как в Торе, когда человек первый раз открывает и читает Тору на уровне совсем простом и неопытном в этом — на уровне Пшат, то ему все события видятся в странной, а иногда в жуткой форме. Но, изучая Тору, все больше и глубже понимаешь, что все с точностью наоборот. Открывается потрясающе глубокий и мудрый смысл, дающий видеть мир более богатым, глубоким и красочным.
Ольга. Израиль
— Вы выдвинули на обсуждение очень важную тему — о часто встречающихся проблемах в отношениях. Обычно общий знаменатель всех подобных проблем — полное или частичное отсутствие взаимопонимания. При этом следует отдавать себе отчет в том, что нередко недопонимание, по самым разным причинам — накапливается. Казалось бы, чего проще: почувствовал, что тебя в чем-то не поняли — объяснись, расскажи, какими соображениями ты руководствовался. Так и следует поступать. Но это в основном — в теории. Жизненный опыт, бывает, подсказывает обеим или одной из сторон, что попытки, так сказать, «сверить позиции» могут дорого обойтись. Нередко, стараясь решить какую-то одну проблему, люди нагромождает на нее две, а то и три новых. Здесь, естественно, рассматриваю случай, когда обе стороны не настроены на конфликт, наоборот — хотят его устранить. Однако, поскольку для этого нет ни алгоритма, ни математической формулы — в жизненной практике это нередко бывает слишком сложной, а порой и неразрешимой задачей.
Подчеркну, что в своем ответе оперирую только теми сведениями, которые даны в Вашем письме, не более того. Поэтому отмечу, что очевидный недостаток этого письма — совершенно не видно, что представляет собой его автор. Вы перечисляете, к примеру, ряд негативных проявлений Вашего знакомого (насчитал девять). Возможно, все они действительно есть в нем. Но вполне может быть и так, что ни одна из них к тому человеку неприменима. И составленный Вами «список» отражает лишь Ваше восприятие проявлений Вашего знакомого.
В Талмуде говорится, что человек видит в других, в первую очередь, те недостатки, которые есть у него самого. Это ни в коей мере не означает, что все девять перечисленных Вами проявлений в довольно высокой степени присущи и Вам. Но в любом случае, это подразумевает, что Вам, может быть, надо рассмотреть поведение человека, о котором Вы пишете, под иным углом зрения. И обязательно «заглянуть в себя» и постараться «ревизовать» собственные проявления.
Надежным руководством здесь, в определенном смысле может послужить «копирование» действий Всевышнего, которые выражены в словах — «сменил Всевышний строгость на сдержанность и терпение» (на иврите: дин на рахамим).
Наша жизнь настолько богата и разнообразна, а душа человека — настолько глубока и непостижима, что дать совет, который, быть может, будет принят, все равно, что пытаться починить часы молотком. Ничего, кроме разрушения, это, как правило, не приносит. Разве что советчик будет удовлетворен, полагая, что он якобы способен управлять миром (пусть даже этот «мир» состоит всего из двух человек).
И все же не оставлю Вас без рекомендации. Попробуйте год или два — совершенно не общаться с тем Вашим знакомым. Этот перерыв поможет переоценить ситуацию и наметить реальный план, который подойдет и Вам и тому человеку.
Что же касается Вашего вопроса о том, как в одном человеке могут сочетаться настолько разные поведенческие свойства, ответ на него, как ни странно, довольно прост. Если жизненный опыт Вам еще не подсказал этот ответ, вспомните, что вся художественная литература, особенно XIX века, посвящена различным аспектам этой проблемы (имею в виду, конечно же, классическую литературу «высокого стиля»).
Поймите меня правильно. Я не настаиваю читать художественную литературу. Но если Вы и без этого читали или читаете литературные произведения классиков — в них можно найти и постановку таких вопросов и некие указания на возможные ответы на них…
Отвечал Рав Элиягу Эссас