.
Кэролайн Глик
По крайней мере в настоящий момент, ни Израиль, ни арабские союзники США в Персидском заливе не готовы сотрудничать с администрацией Байдена в продвижении региональной политики Вашингтона.
На недавнем брифинге для СМИ пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки отказалась сообщить, считает ли Байден Израиль своим союзником.
Отказ Псаки понять не сложно. Хотя Израиль и является самым сильным и надежным союзником Америки на Ближнем Востоке, еврейское государство не может пойти туда, куда его намерена повести администрация Байдена.
Политические шаги президента Джо Байдена и его назначения во внешней политике после вступления в должность ясно продемонстрировали то, что первоочередной задачей его администрации является возвращение США к злосчастной ядерной сделке 2015 года с Ираном.
Вот только, так называемый «Совместный всеобъемлющий план действий», переговоры по которому вели в своё время главные советники Байдена, работая вместе с ним в администрации Обамы, вовсе не является соглашением о нераспространении. Напротив, для Ирана это как раз и есть — заветный план достижения независимого военного ядерного потенциала и региональной гегемонии.
Ни Израиль, ни арабские союзники США в Персидском заливе не готовы сотрудничать с Байденом и его командой в продвижении политики, ставящей их всех в непосредственное и крайне опасное положение.
Вероятно поэтому Байден предпочел бы не слышать то, что думают премьер-министр Биньямин Нетаниягу и другие региональные лидеры по поводу его ближневосточной политики. Не случайно с Нетаниягу он созвонился лишь почти через месяц после иннаугурации, а до разговора с лидерами арабских союзников США в Персидском заливе и вовсе не снизошёл.
В своё время, столкнувшись с аналогичной ситуацией во время президентства Обамы, Нетаниягу для защиты и продвижения израильской внешней политики избрал особую тактику, строящуюся на трёх компонентах. Очевидно, пришло время её возобновить.
Первый компонент этой политики состоит в признание того, что США незаменимы.
Никакой другой союзник не способен предложить Израилю партнерство, обеспечиваемое США. Вместе с тем это вовсе не означает того, что правительство Израиля обязано смириться с желанием Байдена и его советников поспешно расширить возможности Ирана за счет Израиля. Напротив. Перед лицом откровенно враждебной администрации Израиль будет вынужден без малейших извинений неуклонно отстаивать свои интересы и права.
На этом пути, Израилю очень поможет то, что демократы, пусть даже контролирующие сегодня и Белый дом, и обе палаты Конгресса, всё же не единственные игроки на политическом поле США.
Америка — огромная и динамичная страна. И как бы то ни было, не все до единого демократы поддерживают проиранскую и антиизраильскую политику Байдена на Ближнем Востоке.
У Израиля остались хорошие друзья на всех уровнях американской политики и общества с обеих сторон. А потому, израильскому правительству крайне важно, защищая свои действия, продолжить последовательно и аргументированно представлять свою позицию перед всеми актуальными сторонами американской политики, а также СМИ и гражданского общества.
Вторым компонентом является необходимость израильского сотрудничества с другими союзниками США, чьи взгляды на Иран ближе к израильским, нежели к тем, которые заняла администрация Байдена.
В прошлом Нетаниягу сумел наладить конструктивный диалог по Ирану и другим вопросам с правительствами Канады и Франции. Сегодня в список партнеров входят, в частности, Греция, Кипр и Австрия.
И, наконец, в-третьих, Израилю необходимо расширять и углублять свою собственную структуру альянсов, постепенно сокращая стратегическую зависимость от США. Нынешний Израиль — уже не то изолированное, бедное и слабое государство, каким он был пятьдесят лет назад.
Критически важно для Израиля последовательно уменьшать, до полного прекращения, объёмы так называемой военной помощи, получаемой от правительства США, постепенно переходя от статуса клиента к положению партнера в области разработок оружия и технологий.
Израилю стоит расширять свои торговые и стратегические связи с региональными партнерами как в рамках «Соглашений Авраама», так и за их пределами.
Так, например, признавая стремление администрации Байдена перестроить отношения США с Ираном, Индия объявила о своих планах восстановить и развить торговые и оборонные связи с Ираном. Израилю необходимо приложить максимум усилий с тем, чтобы уменьшить подобный энтузиазм со стороны Индии.
Наряду с Японией, Южной Кореей и Тайванем, Индия расширила свои торговые и оборонные связи с Израилем за последнее десятилетие. Теперь Израилю следует постараться, не утрачивая, а напротив, расширяя и укрепляя приобретённые связи, лоббировать правительства этих стран, затрудняя Ирану получение ядерных, да и конвенциональных военных возможностей.
США и дальше останутся самым могущественным и важным союзником Израиля, независимо от политики той или иной конкретной администрации, поскольку интересы и ценности, объединяющие американцев и израильтян, достаточно широки и глубоки.
В то же время Израиль не может поступиться ни своим суверенитетом, ни своими основными интересами, ради удовлетворения администрации, приверженной политике, наносящей вред и тому, и другому.
С внешней политикой, основанной на приверженности сохранению американо-израильского альянса, с глубоким пониманием американской политики и общества, с разумной координацией со странами-членами НАТО и другими ключевыми государствами, и, наконец, с расширением стратегических и экономических региональных партнерств и связей в Азии, Израиль, надо надеяться, сумеет преодолеть надвигающийся из Вашингтона шторм.
Источник на английском — Исраэль а-йом
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Февраль 2021
Но, к примеру, по части восполнения запаса боеприпасов и стратегической авиации никто США заменить не сможет. Такова реальность.