Разрушение Иерусалимского Храма Фото: ic.pics.livejournal.com
Еврейские мудрецы относились чрезвычайно серьёзно к обсуждению личных качеств основателей нашего народа. Ведь характеры персонажей, стоявших в основании народа, проявляются в веках у их потомков. Пророки Йехезкэль (18:2) и Йермияху (31:29) сообщили об этом в древней притче: «Отцы ели незрелый плод, а у сыновей оскомина».
Арамеец Лаван был одним из основных наших предков — внучатый племянник Авраама, отец жён нашего праотца Якова и дед его сыновей, дядя самого Якова. Он способствовал браку своей сестры Ривки с праотцем Ицхаком. Лаван обладал сердечностью: «. . . когда услышал Лаван весть о Якове, сыне сестры своей, он побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в дом свой» (Бытие, 29:13). Конечно, Лаван был хитрован и не раз обманывал Якова. За крупнейшее из этих надувательств мы должны быть Лавану премного благодарны. В первую брачную ночь Якова Лаван подменил ему в постели любимую Яковом Рахель на другую свою дочь Лею. За счёт этого обмана евреи приобрели дополнительные 6 колен, идущих от сыновей Леи, включая главные — Иуды и Леви.
И всё же иудаизм оценивает Лавана крайне негативно. В Пасхальной агаде мы читаем: «Лаван хотел искоренить всех! Ибо сказано: «Арамеец — губитель отца моего». Почему так сурово? Лаван представляет в еврейском народе тенденцию к ассимиляции.
Тора сообщает про брата-близнеца праотца Якова: «Стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля». (27:25). А по мнению комментаторов, Эйсав был просто разбойником. Всё же Эйсав являл личность неоднозначную, заботился о своём отце Ицкахе и, в соответствии с мидрашем, голова Эйсава покоится в пещере Махпела вместе с нашими патриархами и матриархами.
Но ничего неоднозначного не было во внуке Эйсава, Амалеке. Произошедшее от него племя предельно враждебно евреям. В самом нашем начале, едва евреи покинули Египет, пройдя сквозь расступившееся Красное море, «пришел Амалек, и воевал с Израилем» (Исход 17:8).
В той битве евреи победили: «И низложил Йегошуа Амалека и народ его острием меча» (17:13). Но далее в тексте Торы следует непостижимое пророчество: «И сказал Г-сподь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йегошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба… И сказал он (Моше): вот рука на престоле Г-спода, что война у Г-спода против Амалека из рода в род» (17:14-16). Память об Амалеке будет стёрта, но война с ним не прекратится… Это великая загадка…
Загадочно не только это пророчество, но всё, связанное с Амалеком. Нееврейский пророк Билам предсказал: «Первый из народов Амалек, но конец его — гибель». (Числа 24:20). Что значит первый? Амалек был создан ещё до того как был создан? Его явление было включено в первоначальный план мира?
Пророк Шмуэль послал царя евреев Шауля уничтожить Амалека: «Теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла». Шмуэль выполнил наказ не полностью, оставив живым на одну ночь царя Агага. Но тот в эту свою экстра-ночь, говорят комментаторы, успел кого-то зачать, и спустя сотни лет в событиях, описанных в Свитке Эстер, появляется его потомок, ненавистник евреев злодей Аман-агагиянин. Ещё загадочнее две войны царя Давида с Амалеком, уже уничтоженным, вроде бы, его предшественником Шаулем. Рассказ о второй из них противоречив: «И бил их Давид от сумерек до рассвета третьего дня; и не спасся из них никто, кроме четырехсот юношей, которые бежали верхом на верблюдах» (30:17). Как это «не спасся из них никто», если спаслись 400 юношей, способные зачать целый народ?
Как понять заповедь Торы, которую еврей должен вспоминать ежедневно: «Сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» (Второзаконие, 25:19)? Что-то есть в этой «памяти», что нельзя её «забыть».
Евреи выиграли все войны против Амалека, речь шла даже о его полном уничтожении. В то же время ассирийцы и вавилоняне побеждали нас, разрушили Храм, угоняли нас в изгнание. Но с памятью о них никаких проблем нет. Не то с Амалеком. Может быть, дело в генетической общности евреев с Амалеком — внуком близнеца Якова — Эйсава?
Уничтожить Амалека, но одновременно сохранить, чтобы «не забыть», можно было только упрятав его в нечто неуничтожаемое. А именно — сделать Амалека частью нас самих. Тогда борьба с Амалеком стала бы нашей внутренней духовной работой, вечной, насколько вечны мы.
Похоже, так оно и случилось. Через 9 столетий после побед Давида над Амалеком еврейский правитель Гиркан I Иоханан завоевал эдомитян — потомков Эйсава-Эдома, обратил их в иудаизм, и эдомитяне смешались с потомками Якова. А племя Амалека было, очевидно, частью эдомитян. Строго говоря, евреи были единственным местом, внутри которого могло укрыться от обещанной ему Всевышним гибели племя Амалека. С того времени никаких упоминаний Амалека не встречается. Зато во многих евреях после такого обращения вселился дух ненависти к себе. Явление еврея-антисемита стало совсем не редким. В нас поселилось духовное наследие Амалека.
После объединения с Эйсавом с евреями стали происходить чудовищные события. Сын Гиркана I Аристобул I провозгласил себя царём, на что не имел права (из-за коэнского происхождения), заточил и уморил голодом мать, убил брата. В раскаянии о совершённом всего через год правления умер. При царствовании его брата Александра Яная, из-за конфликта о мелком различии в исполнении обряда, против него подняли кровавое восстание фарисеи — тогдашнее название для ультраортодоксов. Случилось позорнейшее событие в нашей истории: фарисеи пригласили в союзники греческого правителя Сирии Деметрия III, и в битве при Шхеме в 89 г. до н. э. они вместе разбили армию еврейского царя.
История евреев могла вернуться ко времени владычества над нами греков, но в Сирии вспыхнуло восстание, Деметрий III вернулся домой и был там убит.
Вскоре случилась братоубийственная война за трон между двумя сыновьями Алекандра Яная. Братья пригласили в страну разрешить их конфликт римского полководца Помпея с войском, и в 63 году до н. э. Иудея стала вассалом Рима. Ни один из братьев трон не получил, достался он эдомитянину Ироду, безжалостному тирану. Ещё через несколько десятилетий во время восстания против Рима евреи вызвали новой гражданской войной величайшую в своей долгой истории катастрофу. В 70-м году н. э. пал Иерусалим, был сожжён Храм, а после поражения восстания Бар Кохбы в 132 — 136 годах начались 18 столетий беспросветного изгнания. Иосиф Флавий в своей «Иудейской войне» объяснил причины этого: «Только внутренние раздоры ввергли отечество в несчастье». Амалек разрушил евреев изнутри.
Евреи как народ надолго исчезли с радара истории. В это время миром овладевала еврейская идея — христианство, «иудаизм для неевреев». Этот процесс занял примерно 15 веков. Христиане перевели ТАНАХ на свои языки, возникло протестантство, и пересекшие океан протестанты на основании учения ТАНАХА создали США (подробно об этом в моём старом эссе «Демократия и религия»).
В последние два столетия, когда евреи вернули себе значительное место в мировой истории, наша внутренняя война с Амалеком обрела новую энергию. Она стала походить на шахматную битву, в которой один игрок, принимая две ипостаси, делает ходы то за одну сторону, то за другую.
Мы произвели выдающиеся духовные прорывы. Родился и расцвёл хасидизм, сильно продвинулось литовское направление иудаизма. В середине XIX века возник религиозный сионизм. Вслед за ним появился политический сионизм и после героической борьбы евреев возродил на земле предков еврейское государство.
Одновременно евреи достигали величайших высот во всех областях науки и культуры, в экономике и в финансах. Они создали мировую банковскую систему. Современный капитализм зиждется на этом и на работах великих экономистов-евреев Людвига фон Мизеса и Милтона Фридмана. Нынешний западный мир в большой степени построен на достижениях евреев.
Одновременно вторая сторона евреев, проявляя дух Амалека, стремится разрушить всё, созидаемое первой. Представили миру эту тенденцию потомок двух древних раввинских родов Карл Маркс и его многочисленные еврейские последователи. Велика их роль в русской смуте, в которой победу марксистам обеспечил отчаянный революционер и одарённый организатор Лейба Троцкий. В возникшем СССР среди врагов евреев в разные годы выступали Евсекции и «Антисионистский комитет».
Во второй половине ХХ века классический марксизм сносился: обанкротился советский эксперимент, а Китай нашёл возможность соединить марксистский тоталитаризм с капиталистической экономикой. Но подоспело иное дитя скрывающегося в евреях Амалека: неомарксизм, созданный философами Франкфуртской школы. В США, определяющих духовный путь западной цивилизации, наработки неомарксизма дополнились идеями местных евреев-Амалеков — стратега разрушения американизма Сола Алинского и теоретика прогрессивного нацизма Ноэля Игнатьева.
Исторический путь нашего народа частично разнёс две модальности евреев по разные стороны океана. Национально ориентированные евреи — «еврейские евреи», в основном собрались в Израиле. Евреи с качествами Амалека, враждебного еврейским национальным интересам, обильно представлены в Америке. Из-за Холокоста и эмиграции в две названные общины, количество оставшихся в остальных странах мира евреев в сравнении с этими незначительно.
Неортодоксальные евреи Америки, а их около 90% от всех, в значительном большинстве придерживаются марксистских или неомарксистских взглядов. Антисионизм — интегральная часть неомарксизма. Публицист Деннис Прегер сообщает, что большинство американских антиизраильских организаций BDS возглавляют евреи.
Указом великого президента США Трампа страной было приняло определение антисемитизма, данное «Международным альянсом памяти о Катастрофе европейского еврейства» (IHRA) от 2016 года, включающее приравнивание антисионизма к антисемитизму. Недавно 9 влиятельных американских еврейских организаций: Americans for Peace Now, the New Israel Fund, J Street, Habonim Dror North America, Hashomer Hatzair World Movement, the Jewish Labor Movement, T’ruah, Partners for Progressive Israel и Reconstructing Judaism издали совместное заявление, протестующее против этого определения, по которому их члены получаются антисемитами. Позже их поддержали ещё две левые еврейские организации: If Not Now и Jewish Voice for Peace.
На выборах в ноябре 2021 года между 70% и 80% американских евреев проголосовали против самого произраильского президента и за самую антиизраильскую администрацию в истории США. На наиболее ответственных относительно благополучия Израиля должностях в ней оказались антиизраильские евреи. Венди Шерман, глава переговорщиков, согласовавших катастрофичный для Израиля договор Обамы с Ираном, отменённый Трампом, стала зам. Госсекретаря. Роберт Мэлли, ведущий переговорщик в той группе, назначен специальным послом в Иран. Обамовскому послу США в Израиле Дану Шапиро поручено курировать «Авраамический» договор Израиля с арабскими странами, с миссией, по мнению экспертов, дать палестинским арабам право вето над выполнением его.
Можно предположить, что обещание Всевышнего «стереть память об Амалеке из-под неба» осуществится относительно нерелигиозных американских евреев уже в ближайшие десятилетия. Среди этих евреев торжествует наследие другого непочитаемого нашего предка — Лавана: ассимиляция. Уровень смешанных браков среди них близок к 90%. Даже ещё два поколения — излишне оптимистичный прогноз их жизненности.
И всё же вряд ли в обозримом будущем мы увидим исполнение обещания Всевышнего стереть «память Амалека из-под неба». Ведь дух его присутствует и среди части израильских евреев. Поэтому «войне Г-спода против Амалека из рода в род» пока не видно завершения.
Борис, спасибо за новое замечательное эссе. Вы отлично поставили диагноз и описали историю развития этого «Синдрома Амалека» среди евреев. То, что евреи с качествами Амалека, враждебного еврейским национальным интересам, обильно представлены именно в Америке, видимо даже закономерно. Вероятно Вам приходилось не раз замечать, как во время прогулок в парке хозяева мирно прохаживаются со своими выхоленными псами. Царит гармония… до тех пор, пока пути двух господ с собаками не пересекутся. Моментально псы как с цепи срываются, готовые перегрызть друг другу глотки. Почему собаки так любят чужое им племя людей и откровенно ненавидят своё собственное? Почему американские евреи так виляют хвостом, хваля всё чуждое, одновременно пытаясь перегрызть глотку своим соплеменникам? Вероятно когда судьба награждает евреев пряником, они особенно расположены к этой болезни. Когда же фортуна вытаскивает кнут, недуг пропадает в мгновение ока. Видимо «Синдром Амалека» универсален для всего животного мира и при определенных условиях присущ всему человечеству, который является частью фауны. Хотя, несомненно, среди евреев это особенно сильно развитая аномалия.
«Как вы думаете, может ли полюбить кого-либо тот, кто сам себя ненавидит? Сговорится ли с другими тот, кто сам с собой в разладе? Какой приятности ждать от того, кто сам себе опостылел и опротивел? Никто, полагаю, не дерзнет утверждать, будто нечто подобное возможно, — разве что будет глупее самой Глупости. Попробуйте отвергнуть меня — и не только все прочие люди станут вам несносны, но и каждый из вас себе самому сделается мерзок и ненавистен. Природа во многих смыслах скорей мачеха, нежели мать: ведь наградила же она смертных, особливо тех, кто чуть-чуть поумней, печальной склонностью гнушаться своего и ценить чужое» (Эразм Роттердамский).