«Посмотрите, как израильтяне перехитрили арабов!» — запомнились мне слова капитана ВМФ СССР, тренера шахматного клуба у Покровских ворот. В октябре 1973 года этот русский человек не скрывал своего восторга по поводу военного мастерства евреев, которые сумели окружить египетскую армию на Синае. Тогда он решил, вместо анализа шахматной партии, разобрать с учениками военную операцию Израиля…
Итак, всегда ли хитрость является пороком?
Не следует обманывать друзей, но полководцу необходимо проявлять военную хитрость на поле боя. Мудрецы советуют использовать хитрость в борьбе со злом внутри себя. Зачастую зло «хитрит», искушая нас отложить на потом добрые дела. Поэтому если нам не удается честно сказать себе «нет», то следует бить зло его же оружием: хитрить, откладывая дурной поступок «на потом» (хотелось бы навсегда).
Всегда ли честность является добродетелью?
Если мужчина спросит друга: «Как моя жена относится ко мне?», а тот честно ответил: «Она сказала, что ненавидит тебя!», — то эта честность разрушает семью. Если кто-то честно выразит свои чувства, публично обидев ближнего, то Тора может посчитать это подобным убийству. Если человек честно скажет плохо о своем друге, то даже если все сказанное правда, все равно (за редкими исключениями) это будет преступлением злословия — лашон хара, из-за которого евреи были изгнаны из Израиля…
«Талмуд называет этот мир «миром лжи» — писал ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». — История Яакова, который хитростью получил благословления отца намекает: чтобы исправить мир, необходимо исправить ложь!» Не искоренить, а исправить, направив ложь во спасение! Следует использовать хитрость лишь тогда, когда сказать правду является преступлением. Хитрость тогда станет мудростью и поможет проявлять тактичность, избегать откровенных оскорблений и злословия. Ссоры и споры превратятся в гармонию и мир, а евреи вернутся из изгнания на свою землю!
… Когда вслед за Яаковом за благословением пришел Эйсав, то Ицхак воскликнул: «Пришел твой брат и хитростью взял благословение твое» (Берешит 27:35). «Хитростью — мудростью», — комментирует РАШИ. Хитрость и мудрость по сути — одно и то же качество души. В зависимости от того, как человек им пользуется, оно проявляется отрицательной хитростью или положительной мудростью…
Сыновья Ицхака могли жить в мире, дополняя друг друга: хитрый Эйсав должен был побеждать зло, а честный Яаков — укреплять добро. Эйсав должен был жениться на Лее, а Яаков — на Рахели, и у каждого из них должны были родиться шестеро детей. Однако Эйсав «пренебрег» своей жизненной миссией, продав первородство своему брату. Тогда Яаков взял на себя миссию Эйсава. Потому Яаков женился также на Лее, став отцом двенадцати сыновей, и в борьбе обрел дополнительное имя Израиль, указывающее на исполнение миссии Эйсава. Не случайно Яаков должен был получить благословения отца, предназначавшиеся для Эйсава, его миссии борьбы со злом…
В тот момент, когда Ривка сказала Яакову получить благословения отца, он предстал перед испытанием своей жизни. Сможет ли Яаков преодолеть свою природную честность и в борьбе со злом научиться хитрить?
Идя к отцу, Яаков осознавал колоссальную опасность того, что «ложь во спасение» может превратить человека в лжеца. Потому он молил Всевышнего: «Спаси душу мою от лжи!» (Псалмы 120).
Спасаясь бегством от ненавидящего его Эйсава, Яаков оказался в доме Лавана, который во время свадьбы подменил Рахель на Лею. Двадцать два года Лаван обманывал Яакова. Все эти годы Яаков стоял перед испытанием: не станет ли он отвечать обманом на обман, не уподобится ли он Лавану, сказав себе: «С волками жить — по-волчьи выть!»
Убежав от Лавана, Яаков отправил посланцев к Эйсаву и «наказал им сказать: у Лавана жил я» (Берешит 32: 5). РАШИ поясняет: «Сумма цифр слова гарти — жил я — 613, то есть Яаков сказал: «Живя в доме Лавана, я соблюдал шестьсот тринадцать заповедей, не научившись плохому, глядя на его дурные поступки». Яаков выдержал великое испытание своей жизни. Сначала честный Яаков должен был научиться хитрить, а затем доказать всей своей жизнью, что ложь не стала частью его души. Он остался кристально честным человеком.