Священник Александр Мень Фото: miloserdie.ru
— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Часто расхваливают тех, кто присоединился к иудейскому народу — геров, по сути, ставших евреями. Но, если можно стать иудеем, можно ли им ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ? Есть евреи, которые добровольно переходят в другую религию и отказываются считать себя евреями. Во всяком случае, они не желают ими быть. Есть знающие люди, которые утверждают — еврей, даже пожелавший отказаться от своей нации, всё равно им остаётся.Тогда как же мы сидим шиву по таким людям, считая их умершими для нашего народа? Значит, это впустую? Проясните, пожалуйста!
Зиновий. Израиль
— Сразу же отмечу, что Ваши рассуждения принципиально неверны. В них явственно проступают пробелы в знании темы, которую Вы в своем письме выдвигаете на обсуждение.
Что ж, постараюсь обозначить здесь основные принципы, необходимые для ее правильного понимания. Прежде всего, надо осознавать, что такое стать человеком, присоединившимся к еврейскому народу (слова «иудей», «иудейский», кстати сказать, мы не употребляем, они — вне нашей традиции). Это — не смена одежды; вчера человек, допустим, ходил в одном костюме, а сегодня надел другой, и если захочет, может его снять. Нет, здесь все гораздо сложней.
На последнем, заключительном этапе истинного гиюра с Неба спускается так называемая «дополнительная еврейская душа». Она, эта «дополнительная душа», как бы «приклеивается» к прежней душе человека. И с ней уже ничего нельзя сделать. Выбросить ее нельзя. Можно лишь серьезно ее покалечить, как говорится — «до неузнаваемости».
То же самое в определенных случаях происходит и с душой еврея, который родился с еврейской душой. Если он уйдет в другую религию (ни о ком из нас не будь сказано!) — это равносильно нанесению увечий его душе, обезображивающих ее, повторю еще раз — «до неузнаваемости».
Когда все в душе человека весьма основательно покалечено — его духовность (если можно так выразиться в этой ситуации) погружается в состояние, подобное смерти. Поэтому его родственники и сидят шиву (то есть соблюдают семидневный траур).
И это, подчеркну, ни в коей мере не противоречит тому, о чем пишут наши Учителя, отмечая, что еврей, даже если он совершил ужасный поступок, все равно остается евреем.
Речь тут о том, что у такого человека все же сохраняются обломки еврейской души. И если он раскается в своем страшном проступке и примет решение вернуться к еврейскому народу — ему придется приложить к этому колоссальные усилия. Он должен будет полностью, открыто и бесповоротно отказаться от того преступного действия (перехода в другую религию) и встать на путь соблюдения всех наших заповедей. И тогда через несколько лет он снова сможет считаться в нашем народе евреем.
И в заключение еще раз подчеркну, что присоединение к нашему народу и отказ от еврейства, связанный с переходом в другую религию — совсем не простые, напротив, сложнейшие, многослойные процессы.
Еврейская общность — не клуб по интересам: захотелось — записался, расхотелось — ушел.
Отвечал Рав Элиягу Эссас