Сразу после Десяти заповедей евреи получают у горы Синай свод законов, регулирующих поведение человека в обществе. 53 заповеди этого раздела охватывают следующие темы: отношение к еврейскому и нееврейскому рабу, обязанности мужа перед женой; наказания тем, кто оскорбил своих родителей или поднял руку на них; уважение к еврейским судьям и руководителям нации; денежная ответственность за нанесение ущерба чужому имуществу; штраф за воровство и выплата компенсации; ответственность «сторожа» за имущество, невозвращенное хозяину; право на самооборону при ограблении; запреты — на обольщение незамужней женщины, колдовство, скотоложство и принесение жертв идолам.
Тора требует хорошо обращаться с прозелитами, вдовами и сиротами, избегать лжи; запрещает давать деньги в рост соплеменникам; ограничивает права заимодавца в конфискации залога; повелевает не задерживать храмовые жертвоприношения и освящать даже такие будничные действия, как еда; учит правильному ведению судебных дел; формулирует заповеди соблюдения шаббата и субботнего года; повелевает трижды в год — в Песах, Шавуот и Суккот — совершать паломничество в Храм; сообщает главный принцип кашрута: не смешивать мясные и молочные продукты. Б-г обещает привести евреев в Страну Израиля, помочь им в ее завоевании и изгнании местных язычников, гарантирует успехи и победы при условии соблюдения Его законов. Моше пишет Книгу Завета, скрепляет договор с Б-гом жертвоприношением и читает эту Книгу евреям. Народ обещает «сделать и услышать все, что сказал Б-г». Моше уходит получать Тору на гору Синай, где пробудет 40 дней.
***
«Если купишь раба-еврея…» (21:2). В разделе «Реэ» тоже приведены правила обращения с еврейским рабом. Но там Тора называет его братом-евреем: «Если продан будет тебе брат твой, еврей или еврейка…» (Дварим, 15:12-18). В чем разница между этими двумя еврейскими рабами? В сегодняшнем разделе имеется в виду человек, который был уличен в воровстве, и в наказание еврейский суд («бейт-дин») продал его в рабство. А в «Реэ» речь идет о еврее, который сам продал себя, а не был наказан за какое-то преступление.
Конечно, у всего, что случается с человеком, есть своя причина. Например, человек, продавший себя в рабство, разорился, потому что продавал плоды, собранные в седьмой год «шмиты», когда сбор урожая запрещен. Но это нарушение закона Торы нельзя сравнить по тяжести с воровством. К тому же нарушитель «шмиты» уже достаточно пострадал. Ведь прежде, чем стать рабом, он продал все свое имущество, поля, виноградники и даже, возможно, отдал в рабство свою дочь. Добровольный уход в рабство стал последним этапом его разорения и позора. Поэтому, испив горькую чашу до дна, он снова стал «твоим братом».
С вором другая ситуация. Его статус опустился до уровня «эвед» — раба в полном смысле этого слова. Он лишен статуса «брата» и не обладает святостью, присущей каждому еврею. Хозяин может даже заставить его жить с рабыней-нееврейкой, чьи дети, рожденные от него, будут рабами.
Деньги на бочку
«Если же случится несчастье, то отдашь душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб» (21:23-24). Читая законы о компенсации за нанесение увечий, мы наталкиваемся на знакомую формулу: «глаз за глаз, зуб за зуб…». Антисемиты всех времен и народов трактовали ее как подтверждение мстительного и жестокого нрава евреев, сформированного, якобы, суровыми первобытно-библейскими постулатами. В самом деле, разве гуманно выбить глаз человеку, который вольно или невольно нанес кому-то такое же увечье? Мракобесие, да и только.
На самом деле, этот стих нельзя понимать буквально. Ведь если кого-то лишили зрения, скажем, на одну треть, невозможно так ударить виновного, что он наверняка лишится зрения в такой же точно степени. Нет, ему не выбивают глаз — с него лишь взимают денежную компенсацию, которая соответствует размеру снижения стоимости раба после того как его лишили глаза. Таким же способом, т. е. деньгами, возмещаются и другие увечья.
Обратите внимание: все эти мудрые и справедливые законы были даны нам 3300 лет назад, когда остальное человечество еще не вышло из колыбели дикости и варварства. Много ли вы знаете современных народов, у которых есть такое же продуманное и разветвленное законодательство? Во всяком случае, все то хорошее, что есть у них, взято у нас, из нашей Торы.
И еще одно наблюдение. Исход евреев из Египта преследовал две цели: дарование Торы и вступление в Эрец Исраэль. В разделе «Итро» перед нами раскрывается грандиозная сцена получения Десяти заповедей, в которых, однако, ни словом не упоминается страна Израиля. Картина остается незавершенной.
И лишь в конце раздела «Мишпатим» все становится на свои места. «Если… сделаешь все, что Я говорю, то стану врагом врагов твоих и буду теснить притеснителей твоих… и в смятение приведу всякий народ, к которому ты направишься; и поверну к тебе всех врагов твоих спиною… Мало-помалу буду прогонять их от тебя, пока не расплодишься и унаследуешь эту страну. И проведу пределы твои от моря Суф и до моря плиштим, и от пустыни до реки, ибо предам в руки ваши жителей этой страны, и ты прогонишь их от себя. Не заключай союза ни с ними, ни с богами их… Если будешь служить богам их, то станет это для тебя западней».
Другими словами, наше национальное благополучие и само выживание зависят лишь от того, насколько верны мы будем Торе. Если же мы доверимся чужим богам, всевозможным идеям и идеологиям, подменяющим веру в Единого Творца, и соглашениям с другими народами, то быть беде. История не раз доказывала это.
Рецепт спасения
«И возьми этот выкуп, это серебро от сынов Израиля, и отдай его на устройство Шатра Откровения, и будет это Б-гу напоминанием о сынах Израиля — для искупления душ ваших» (30:16). В месяцы шват, адар и нисан субботние чтения Тора включают в себя специальные отрывки, которые настраивают нас на подготовку к весенним праздникам Пурим и Песах. Всего таких отрывков четыре. Кратко охарактеризуем их. Отрывок «Шекалим» (шекели) посвящен сбору обязательного подушного налога в размере полушекеля на храмовые жертвы. «Захор» (помни) содержит указание истребить память об амалекитянах, напавших на евреев при Исходе из Египта (его читают перед Пуримом). В отрывке «Пара» (корова) рассказывается об использовании пепла красной коровы для ритуального очищения человека, находившегося в контакте с мертвецом. И, наконец, «А-ходеш» (месяц) приводит указания, относящиеся к заповеди освящения нового месяца и принесения пасхальной жертвы.
В эту субботу мы читаем первый из этих отрывков — «Шекалим». Как сообщает мидраш («Элиягу раба»), Всевышний изначально знал, что в месяце адар первый министр Аман попросит персидского царя Ахашвероша позволить ему внести в казну 10 тысяч кикаров золота, чтобы получить право истребить всех евреев империи.
Всевышний сорвал этот план, дав еврейскому народу еще за тысячу лет до событий Пурима заповедь сбора полушекелей на нужды Иерусалимского храма. Эти деньги, предназначенные для выполнения воли Творца, перевесили 10 тысяч кикаров серебра и тем самым спасли евреев от геноцида.