Электро-праведник

Его оставили в Нидерландах спасать родную фирму Philips от нацистов. Он же спас сотни евреев — и стал Праведником народов мира.

Начало династии Филипсов положил еврейский купец Филипп Филипс, поселившийся в Голландии в XVIII веке. Его сын Беньямин разбогател на торговле табаком, а внук Лион стал торговать еще и кофе, чем приумножил семейный капитал. Затем уже сын Лиона, банкир Фредерик Филипс в 1891 году купил заброшенное здание в Эйндховене и устроил в нем завод по производству электрических лампочек с угольной нитью. Так возникла компания Philips. Руководили ею двое сыновей Фредерика: Жерар и Антон. Последний добился того, что семейная компания, начинавшая с лампочек, превратилась в международный бренд электротехники.

В 1905 году у Антона и его жены Анн Генриетт родился сын Фредерик Жак Филипс, которого все называли просто Фриц. С молодых лет Фриц, выучившись на инженера, принимал активное участие в делах компании. Когда ему исполнилось 30, он вошел в члены правления Philips. К этому времени фирма уже запустила свою собственную радиостанцию, вещавшую на английском, испанском и немецком языках, построила стадион и основала футбольный клуб PSV — Спортивный Союз Филипс. Фрицу предстояло развивать в компании новые направления, среди которых были электробритвы, но началась война, и ему пришлось столкнуться с куда более драматичными вызовами.

В 1940 году в Нидерланды вторглись силы Вермахта, страна была оккупирована. Семья Филипс эвакуировалась. Уезжали в спешке, на грузовике, принадлежавшем компании, вместе с принцессой Юлианой и прочими членами королевской семьи Нидерландов. Остаться в Эйндховене и руководить предприятием поручили Фрицу.

Пока остальные члены семейства обосновывались в США и занимались дочерним производством, Фрицу приходилось искать общий язык с нацистским начальством, обеспокоенным среди прочего присутствием на заводе сотен еврейских рабочих. По приказу немцев, он отделил их от остальных. Впрочем, их жизнь осталась прежней: они работали, получали зарплату и организованные Фрицем продовольственные пайки, а главное — были избавлены от депортации. Но надолго ли? Филипс жил в постоянном страхе, что его еврейских сотрудников могут арестовать и отправить в концлагеря. В итоге он тайно связался с семьей в Нью-Йорке и попросил у американского представительства фирмы Philips два миллиона долларов. Он собирался предложить эти деньги Третьему рейху в обмен на разрешение вывезти 400 голландских евреев в Южную Америку. Сумму Фрицу пообещали, но вот нацисты на сделку не пошли. План провалился.

В апреле 1943 года в Нидерландах разразилась всеобщая забастовка в знак протеста против массовой депортации бывших голландских солдат в Германию в качестве военнопленных. Рабочие Philips забастовку поддержали — производство было парализовано. Бунт подавили эсэсовцы, а Фрица — как «виновного» — отправили на пять месяцев в концлагерь Вюгт недалеко от Эйндховена. Туда же отправили всех его еврейских рабочих.

В концлагере Фриц вновь воссоединился со своими сотрудниками: его поставили руководить рабочим цехом, который так и назывался — Philips-Kommando. Заниматься нужно было выпуском товаров повседневного спроса для солдат и офицеров Вермахта. Фриц, как мог, облегчал работу своих подопечных, заботился об их питании и не давал никого отправить в другие концлагеря. Однако, как только в сентябре 1943 года Фрица освободили, из 1800 евреев, находившихся в Вюгте, нацисты решили оставить только 400. Остальных ждала депортация в Освенцим. Фриц пытался помешать этому, но почти безрезультатно — в Вюгте в итоге остались лишь 496 евреев из «Филипс Командо». Но и их в 1944 году все-таки депортировали в Польшу.

Самого Филипса снова попытались арестовать в июле 1944 года. Он выпрыгнул из окна своего кабинета и скрывался от преследователей в подполье до самого освобождения Эйндховена в сентябре 1944 года. Из депортированных в Польшу 496 «евреев Фрица» в живых осталось 382. После войны Фриц не раз с ними встречался — например, он ездил в Швецию, куда переехали 325 выживших в Освенциме женщин из бывшего «Филипс Командо». В 1996 году иерусалимский центр памяти жертв Холокоста «Яд Вашем» признал Фрица Филипса Праведником народов мира.

К этому времени популярность Филипса в родных Нидерландах уже зашкаливала. Он был почетным гражданином Эйндховена — за «исключительный вклад в благосостояние жителей», кавалером ордена Оранских-Нассау и рыцарем ордена Нидерландского льва. Вскоре его признают и «голландским предпринимателем века». Все потому, что после войны Фриц не только занимался развитием своей компании. Он, например, стал основоположником европейской бизнес-авиации, а на фоне этого помог выстроить в Эйндховене и гражданский аэропорт.

Нашлось после войны у Фрица время и на развитие футбола. Во-первых, он капитально отреставрировал стадион Phillips Stadion, который был построен еще в 1913 году как домашняя площадка футбольного клуба компании — PSV. Работы было немало: нацисты использовали стадион несколько лет для своих военных целей. После реставрации на стадионе, рассчитанном на 35 тысяч зрителей, появился, помимо всего прочего, мемориал памяти жертв войны.

В прямое управление футбольным клубом PSV Филипс никогда не вмешивался. Однако он смог обеспечить команду достаточной материальной поддержкой: в разное время в клубе играли многие мировые звезды футбола, в том числе, например, Роналду. На столетний юбилей Фрица Филипса в 2005 году PSV дошел до полуфинала Лиги чемпионов и выиграл чемпионат страны. После победного матча капитан команды Марк Ван Боммел подбежал к Фрицу, сидевшему на трибуне на своем привычном месте под номером 43, и символически преподнес ему трофей.

Любили Филипса не только его футболисты, но и его сотрудники. За то, что он мог запросто заглянуть в цеха, начать шутить, заговорить с ними о жизни. Кстати, если с футболистами он часто обсуждал электрический бизнес, то с сотрудниками компании — наоборот, футбол. Все звали его просто «Мистер Фриц». Биограф бизнесмена Гус Бекой вспоминал: «Его предшественников все звали по фамилии, а Фрица по имени, и этим все сказано!» Сам Филипс просто был уверен: без заботы о сотрудниках любой бизнес обречен на провал. Возможно, кстати, в такой социальной ориентированности бизнесмена сыграли роль и его корни: прадед Фрица Лион Филипс был женат на Софи Прессбург, тетке Карла Маркса. А дочь Лиона и Софи, в свою очередь, переписывалась с кузеном Карлом и даже состояла в нидерландской секции Интернационала.

В последние годы жизни у Фрица Филипса было две страсти — искусство и образование. Он общался с голландскими скульпторами и художниками, активно пополнял свою домашнюю коллекцию произведений искусства. В итоге большая часть этой коллекции — порядка 300 памятных вещей, среди которых картины, средневековое олово, редкая керамика и много чего еще — была продана после его смерти на аукционе Sotheby’s. Вырученные шесть миллионов евро пошли на разные образовательные проекты. Еще в 1966 году Фриц создал в Эйндховене музей науки Evoluon –здание, напоминающее летающую тарелку, построили прямо по эскизу, который Филипс набросал как-то на бумажной салфетке. В первые годы место гремело на всю Европу, посетителей здесь были тысячи.

Бывший глава Philips скончался 5 декабря 2005 года. Писатель Грегори Крауч в некрологе для New York Times написал о нем так: «Он был успешным бизнесменом, которого больше интересовало общее благо, чем корпоративная казна».

Максим БРИСКЕР, Jewish.ru

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора