Дети трех голландских семейных пар получили свидетельства о присвоении их уже умершим родителям почетного звания «Праведников народов мира», присуждаемого за спасение евреев в годы Второй мировой войны. Как пишет газета «Гаарец» со ссылкой на израильское посольство в Гааге, посвященная этому событию торжественная церемония прошла 7 ноября в одной из синагог Роттердама.
По словам представителей иерусалимского музея-мемориала Холокоста «Яд Вашем», вместе с Государством Израиль учредившим эту награду, высокая честь была оказана Бертусу и Гисберти Колет, Питеру и Сиберти Ван дер Верфф и Корнелиусу и Мариетте Веенхоф. Еще одной голландской семье — Хендрикусу и Марте Снеппер звание «Праведников народов мира» было присвоено в прошлом месяце.
В связи с этим чиновники «Яд Вашем» отметили, что все эти четыре случая не являются признаками некой «наградной кампании», связанной именно с Нидерландами. Претенденты были выбраны историками музея вместе с лицами других национальностей из общего числа неевреев, укрывавших в своих домах представителей преследуемого нацистами народа.
Газета поясняет, за какие именно заслуги награды за героев получили их потомки. Родители Риет Колет, Бертус и Гисберти были награждены посмертно за спасение еврейской семьи Тальман, которой принадлежал до войны мебельный магазин в Эйндховене, где и работал столяром Бертус Колет. Еще в начале нацистской оккупации Бертус вручил хозяину магазина ключ от своего дома на тот случай, если ему придется искать укрытие. Еврейская семья воспользовалась им в 1942 году, когда в Голландии началась массовая депортация евреев в нацистские лагеря смерти. Рискуя жизнью (оккупанты расстреливали людей, укрывавших евреев), Колеты прятали Тальманов в трехметровой потайной комнатке 22 месяца.
Другая отважная голландская семья, Ван дер Верфф, в 1943-м приютили у себя дома в североголландском городке Больсварде двух евреек, 23-летнюю Элизабет Грюнтеман и 9-летнюю Эстер Ватерман.
Беглянки не просто скрывались у Ван дер Верффов, а жили вместе с ними, ели за одним столом. Многие соседи знали или догадывались о национальной принадлежности приемных девочек Ван дер Верффов, но никто не обмолвился ни словом об этом представителям властей. В роттердамской синагоге за мужественных голландцев награду получил их сын Сиц, который рос вместе с Эстер и был уверен, что она его старшая сестра.
… Когда в самый пик облав на евреев за помощью к Корнелиусу и Мариетте Веенхоф обратился чудом сбежавший из Германии банкир Мило Либстадтер, супружеская пара, не задумываясь, предложила превратить на время свой дом в Утрехте в явочную квартиру для скрывавшихся от нацистов евреев.
Рискуя попасть под расстрел, Веенхофы взяли к себе двух дочерей Либстадтера — 3-летнюю Хеди и ее сестру. Сестру вскоре переправили в другое убежище, а Хеди осталась жить у Веенхофов, представлявших всем девочку как свою приемную дочь.
Настоящей дочери Веенхофов, Маргрит, получившей за великодушных и отважных родителей заслуженную награду, в то суровое время было только два года. Когда ей исполнилось четыре, Нидерланды еще оставались оккупированными немецкими войсками. И маленькая девочка уже тогда прекрасно понимала, что говорить о сводной сестре не следует.
Тысячи жителей оккупированной нацистами в годы войны Европы и части территории СССР самых разных социальных сословий и национальностей укрывали у себя представителей гонимого фашистами народа, помогали им бежать с захваченных территорий. И некоторые из них поплатились за это жизнью. Задача израильского музея-мемориала «Яд Вашем» — найти и отблагодарить всех людей, которым по праву присваивается высокое звание «Праведник народов мира».




