Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Вчера были объявлены результаты выборов членов предвыборного списка партии «Авода», лидером которой не так давно стала представитель крайне-левого крыла партии, депутат Кнессета Мейрав Михаэли. Как выяснилось, участники голосования на 7-е место в списке поместили нового члена «Аводы», — бывшую представительницу ультралевой партии МЕРЕЦ в Кнессете, израильскую арабку Ибтисам Маарану, прославившуюся своими антиизраильскими заявлениями.
В последнее время, интерес к арабским представителям в политической жизни Израиля заметно вырос, причем, со стороны партий, представляющих практически весь спектр политических сил страны. Ещё совсем недавно в сознании многих израильтян участие израильских арабов в политической жизни Израиля целиком и полностью исчерпывалось однозначно антиизраильской деятельностью депутатов Объединенного арабского списка и составляющих этот список, четырех арабских партий. Причём именно вопрос о присоединении этих депутатов к формировавшейся после выборов 2019 г. левой коалиции, — стал камнем преткновения для депутатов, в том числе и левых партий. В результате чего, — поставил как несколько из них заявили о том, что не поддержат формирования такого кабинета, — создание лево-арабского, а точнее, антиизраильского правительство было сорвано, что в свою очередь открыло дорогу для создания широкого коалиционного правительства Нетаниягу. Анализ сложившейся тогда ситуации позволяет с уверенностью говорить о том, что при всех, совершенно неизбежных при формировании подобных коалиций, проблемах и недостатках — на тот момент такое развитие событий стало настоящим спасением для еврейской страны, позволив правому лагерю, защищающему еврейский характер государства, выиграть время до новых выборов, — с минимальными политическими и стратегическими и государственными потерями. Достаточно сказать, что вознамерившиеся участвовать в создании левого правительства, арабские депутаты в качестве условия своей поддержки выдвигали скорейший пересмотр, либо отмену Закона о еврейском характере государства Израиль («Хок Леум»). Вполне серьезно обсуждались и предложения об изменении текста израильского гимна и даже флага страны. И т. д. Казалось, что ничего в этой сфере общественной жизни Израиля в ближайшее время не изменится и не может измениться. По крайней мере, до тех пор, пока лидеры и большинство рядовых членов арабской общины Израиля считают себя частью «палестинского народа», обязанной, как и их братья в Рамалле и Газе, сражаться за успех «палестинского дела» (читай: уничтожения Израиля). Бывшая депутат партии МЕРЕЦ, Ибтисам Маарана, покинувшая партию в 2009 году в знак протеста против поддержки ее однопартийцами антитеррористической операции ЦАХАЛа в Газе, и «недостаточной заботы о палестинцах» — была (и является) достаточно типичным примером традиционного отношения арабских политиков Израиля ( и не только политиков) — к Израилю. Вот ещё несколько ярких штрихов к политическому портрету кандидата в депутаты от партии Авода: в записи в соцсетях, посвященной памяти подростка Али Абу-Алиа, который был убит во время беспорядков в Самарии, Мараана подчеркнула, что мальчик «боролся за свое базисное право – защищать свою землю и свободу». Ещё в одной записи арабская политик назвала сектор Газы «гетто, находящимся под жестокой оккупацией». В другой — судила муниципалитет Тель-Авива за то, что там подсветили здание мэрии цветами ливанского флага после произошедшего в Бейрутском порту взрыва. «Что-то я не помню, чтобы они подсвечивали здание в цвета палестинского флага», — возмущённо написала депутат. Мараана также выразила свою поддержку голодной забастовке заключенного Маахара Аль-Ахреса, который, по мнению сил безопасности, является активистом Исламского джихада. В связи с этим она назвала Израиль «уродливым». Однако, после ставшего шоком для левого лагеря Израиля, заключения правительством Нетаниягу т. н. «Авраамических соглашений» с несколькими арабскими странами стал меняться и расклад сил на «арабской улице» уже и в Израиле. В частности, те силы внутри арабской общины, которые не отождествляют себя с «палестинским делом», и которые ещё недавно не осмеливались даже заикнуться о своей позиции, — понимая, что в лучшем случае, подвергнутся остракизму со стороны своих соплеменников, — сегодня открыто говорят о том, что арабские граждане и их политические и общинные лидеры вовсе не обязательно должны продвигать крайнюю антиизраильскую политическую линию. Более того, оказалось, что существует и немало арабских граждан, которые сочувствуют национальному лагерю Израиля, не считая «нелегитимный» еврейское государство на еврейской земле. Этому во многом способствовали и звучащие в арабском мире все громче и отчётливее и заявления в том числе арабских духовных авторитетов о «безусловном праве народа Израиля на Землю Израиля» и откровенные определения лидеров палестинцев как «лжецов», сознательно вводящих в заблуждение палестинцев и весь остальной мир, и «ведущих борьбу за землю, которая им не принадлежит». Парадоксальным образом, проводником новых веяний в арабском мире стала исламская партия РААМ, в последнее время отколовшаяся от Арабского списка открыто заявившая о своей поддержке Нетаниягу и желании защищать интересы арабских избирателей в Кнессете, а не «палестинское дело». Эту метаморфозу можно объяснить вполне вероятным влиянием на руководство РААМ со стороны духовенства и политического руководства арабских стран, заключивших договора о нормализации с Израилем.
Однако и традиционная позиция арабских представителей в Кнессете никуда не исчезла. Ярким доказательством чего является деятельность новоиспечённого кандидата в депутаты Кнессета от партии «Авода», Ибтисам Марааны. А также ее единомышленников в уже расколовшемся Объединенном арабском списке. В итоге, ситуация на арабской улице Израиля такова: наиболее «токсичные», наиболее антиизраильские», наиболее ненавидящие еврейскую страну, представители арабской общины примыкают к партиям левого лагеря, которые ныне уже откровенно не брезгуют сотрудничеством с самыми одиозными политическими фигурами, подобными Ибтисам Мараане. Вокруг партий правого лагеря, прежде всего Ликуда — сегодня объединяется та часть арабской общины, которая, как минимум, готова мириться с еврейским государством, и сотрудничать с властями в качестве национального и религиозного меньшинства. Это относительно новая тенденция в политической жизни Израиля, заставляющая по новому взглянуть на привычные отношения еврейской и арабской общины страны. Поляризация внутри арабской общины способна дать весьма заметные результаты как в сторону появления новых, ещё более радикально настроенных антиизраильских деятелей, так и в сторону появления отдельных политиков и целых партий и общественных движений, которые могут стать активными партнёрами национального еврейского лагеря страны.