Долгий путь в Иерусалим

— Остаться в России или ехать в Америку? — спросили в 1980 году Илью Эссаса во время урока Торы у меня дома в Москве.

— Лучше остаться в России, — ответил Илья. — В Америке больше шансов ассимилироваться, в России же есть «пятая графа» и антисемиты, которые напомнят нам, кто мы, даже если мы захотим об этом забыть…

Борющиеся за выезд в Израиль активисты называли уезжающих в США евреев «ношрим» — «отпадающими». Им казалось, что, подобно падающим с дерева листьям, «ношрим «отпадают» от своего народа, едут на Запад, чтобы там окончательно ассимилироваться.

В праздник Пурим 1981 года я получил визу и вылетел из Москвы. В Вене мы были единственной семьей, которая направлялась в Израиль. Остальные предпочли ехать в Америку. Всех нас направили в здание, где одни ожидали вылета в Израиль, а другие — в Италию, по пути в США.

Впервые за несколько лет я мог разговаривать с евреями, не опасаясь ареста, и, конечно же, рассказывал им, почему я еду в Израиль.

— Вы мешаете нам работать, — заявила мне сотрудница «Сохнута». — Мы хотим, чтобы советские евреи помогли выкинуть религиозных из Кнессета, а вы рассказываете им о Торе.

Когда в Израиле я впервые увидел газету социалистической партии «Наша страна», то был удивлен, прочитав грубые нападки на соблюдающих евреев. Впрочем, удивляться было нечему: левые партии десятилетиями контролировали прессу и образование. До разоблачения культа личности портрет Сталина висел в столовых кибуцев. В Израиле чувствовались отголоски борьбы с религией, проводимой в СССР в 20-е годы евсекцией коммунистической партии.

Шесть лет я проучился в иешиве, и в 1987 году Мордехай Нойшдат, направлявший учителей Торы в СССР, предложил мне поехать в Нью-Йорк.

«Я мечтал об Израиле и призывал своих друзей туда ехать, а сам поеду в Америку?» — сомневался я. С другой стороны, в Израиле у меня не было средств основать школу для детей иммигрантов или газету на русском языке, а в США я мог принести пользу своему народу. Тогда я обратился к раву Ицхаку Зильберу за советом. «Ты обязан ехать в Америку», — сказал он.

Однако было у меня и еще одно сомнение: есть ли в Америке русские евреи, которые хотят изучать Тору? Приехав в Нью-Йорк, я стал свидетелем чуда. Правительство США могло послать иммигрантов осваивать Аляску, однако провидению было угодно, чтобы их гостеприимно принимали еврейские общины. Врачи, юристы, преуспевающие бизнесмены приглашали их на субботы и праздники…

Почему же ищущие еврейства олим попали в антирелигиозный Израиль, а стремящиеся стать американцами иммигранты — в теплые общины США?

Конечно же, у меня нет ответа на этот вопрос. Я не знаю замысла Всевышнего, но хочу поделиться своими мыслями.

Почему после Исхода евреи пошли в страну Израиля не короткой, а длинной дорогой? Потому что короткий путь стал бы испытанием, которое было выше их сил. «Всевышний не повел их через землю филистимлян, потому что близка она, ибо сказал Всевышний: может передумать народ, увидев войну, и вернуться в Египет. И повел Всевышний народ окружной дорогой через пустыню» (Шмот, 13:17-18).

Всевышний не повел евреев короткой дорогой, потому что по ней было легко возвратиться в Египет, поясняет Раши. Всевышний не посылает человеку испытания выше его сил, чтобы не отнять у него свободы выбора. Потому иногда с великим испытанием Он посылает и великие силы, а иногда может повести другим путем, чтобы человек избежал испытание, которое выше его сил. Чем слабее человек, тем легче могут быть его испытания, и чем сильнее — тем сложнее испытания и, конечно же, больше награда. Возможно, поэтому духовно сильные евреи оказались перед большими испытаниями в Израиле, преодолевая которые, они заслуживают великую награду. В то время как находящиеся на грани ассимиляции иммигранты были гостеприимно встречены еврейскими общинами США. Однако поддержка Небес — это временное вдохновение, которое приходит и уходит для того, чтобы, оставляя человека, дать ему возможность преодолеть испытания своими силами и заслужить награды.

Почему Всевышний не повел нас коротким путем? — могли бы пожаловаться евреи Исхода. Впрочем, пойди они тогда коротким путем, оказались бы не в Израиле, а в Египте.

Иногда нам кажется, что Всевышний ведет нас длинным путем, вместо того чтобы направить по короткому. В действительности же каждого из нас Он ведет тем путем, которым мы и должны идти. Если бы я поступил в другой институт, женился на другой девушке, то все было бы по-иному! — жалуемся мы на судьбу, Б-га и самих себя. Однако нам следует осознать: все, что ни делается, делается к лучшему!

Каждый прошел именно тот жизненный путь, который должен был пройти, чтобы набраться сил и, преодолевая испытания, вдохновенно искать короткий или долгий, но свой путь в Иерусалим!

Художник Алекс ЛЕВИН

ArtLevin.com

11a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора