Разделение труда в еврейском понимании

Очевидно, что Яаков боится встречи с Эйсавом из-за того, что получил вместо брата, благословение отца, предназначенное Эйсаву как первенцу. Как мы знаем, Эйсав вполне добровольно продал младшему брату первородство, но потом пришел в ярость, когда тому достались и основные благословения отца.

Отправляя Яакова в Падан-Арам, родительский дом Ривки, Ицхак дает ему такое благословение: «Б-г Всемогущий да благословит тебя, и сделает тебя плодовитым и умножит тебя, и будешь ты сообществом народов. И даст Он тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобою, чтобы тебе наследовать землю твоего пребывания, которую дал Б-г Аврааму» (28:3-4).

Итак, благословляя Яакова в качестве Эйсава, Ицхак желает ему материальных благ и лидерства среди братьев. Благословляя Яакова в качестве Яакова (перед уходом в Падан-Арам), он объявляет его наследником Эрец Исраэль и Авраама.

Теперь, отправляя к Эйсаву посланцев с большими стадами домашнего скота в подарок, Яаков велел им передать Эйсаву: «С Лаваном я жительствовал… И стало мне (достоянием) вол и осел, мелкий скот, и раб, и рабыня. И я послал сообщить моему господину, обрести милость в твоих глазах» (32:5-6). Раши так комментирует эти слова: «…жительствовал», или «жил чужаком». Не стал знатным и важным, но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне твой отец: «будь господином для твоих братьев» (27:29) — ведь оно не исполнилось в том, что касается меня; «И стало мне (достоянием) вол и осел». Отец сказал мне: «От росы небесной и от туков земных» (27:28), но это не от небес и не от земли. (Т. е. и это благословение относительно Яакова не исполнилось. Скот — это не «обилие хлеба и вина», да и скот этот достался Яакову тяжким трудом.)

В дополнение к этому Мальбим указывает, что Яаков говорит: отец имел в виду тебя, так, наверно, благословения эти свершились для тебя. Ко мне они не пришли. (Понятно, что это — попытка умилостивить Эйсава, но на самом деле Яаков так не считал.)

Попробуем понять, каковы изначально были намерения Ицхака, какое благословение он собирался дать Эйсаву и какое — Яакову? Обратимся к комментарию Мальбима.

Безусловно, считает Мальбим, Ицхак никогда не думал, что Эйсав может стать продолжателем Авраама и наследовать страну, обещанную Всевышним Аврааму. Мы ясно видим это в благословении, полученном Яаковом, но рассчитанном на Эйсава. Там о таких вещах нет ни слова. Кроме того, Тора говорит нам, что Ицхак глубоко страдал оттого, что Эйсав выбрал себе в жены девушек из народов Кнаана и его домашние занимались идолопоклонством. Не мог же он считать такого человека достойным наследия Авраама!

Эйсав занимался охотой, а Яаков — Торой, и Ицхак пожелал Эйсаву материальных благ, полагая, что он станет покровительствовать, помогать Яакову материально, обеспечивая ему покой, необходимый для занятий Торой.

Одному человеку трудно сочетать занятия и духовным, и материальным, если заниматься этим достаточно глубоко. Ицхак считал, что братья разделят функции: Эйсав будет обеспечивать Яакова и воевать, когда нужно, а Яаков будет спокойно заниматься Торой. Это будет хорошо и для Эйсава, потому что, с одной стороны, соответствует его склонностям, с другой стороны, позволит ему занимать свое достойное место в доме Авраама и сделает его причастным к духовной деятельности, и для Яакова — понятно почему.

Ривка не разделяла надежд мужа. Выросшая в доме Бетуэля, рядом с Лаваном, она хорошо знала людей приземленного склада и отлично понимала, что Эйсав на эту роль не годится. Во-первых, он ничего не даст брату, потому что не понимает ценности духовного, а во-вторых, если по какой-то причине вдруг и даст, то потребует, чтобы брат плясал под его дудку, что полностью обессмыслит эту помощь, потому что для духовных занятий человеку нужна внутренняя свобода.

Ицхаку было ясно, что Эйсав в Иссахары не годится. Увы, он не годился и в Звулуны. Ривка понимала, что, если благословение на материальные блага достанется Эйсаву, это будет плохо для обоих братьев. Яаков не получит ничего, а в Эйсаве высокое общественное положение усугубит дурные качества. Когда жизнь высоко возносит плохих людей, они особенно интенсивно используют свои качества для дурных дел. Так что, по воле Всевышнего, «материальное» благословение досталось и Яакову.

Кстати, сравните формулировку первого (Яакову как Эйсаву) и второго (Эйсаву как Эйсаву) «материальных» благословений. В первом сказано: «Даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли». Раши объясняет: Б-г даст Яакову по праву и по заслуге: если заслужит — даст, не заслужит — не даст. Эйсаву Ицхак сказал: «От туков земли будет обитание твое» — будешь ты праведен или нечестив, Он даст тебе. Ицхак, по-видимому, не рискнул положиться на заслуги Эйсава.

Надо сказать, что разделение функций в духе благословений Ицхака в дальнейшем осуществилось у еврейского народа. Реализовалось оно, когда евреи из пустыни вступили в Страну Израиля. Пример тому — отсутствие земельных наделов у левитов: у них не было своей земли, они не обрабатывали землю, только служили в Храме, а весь народ помогал им, содержал их материально. Другой пример, ставший классическим, — отношения между коленами Иссахара и Звулуна. Звулун занимался мореходством и торговлей, а Иссахар — Торой. Звулун помогал Иссахару материально, а Иссахар делил со Звулуном свои духовные заслуги. В некоторой степени эта взаимопомощь, взаимосвязь между людьми, добывающими материальные блага, и людьми, сосредоточенными на внесении в мир благ духовных, существует в нашем народе и сейчас.

http://www.toldot.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Бенцион ЗИЛЬБЕР

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора