Фото: i.ytimg.com
Саул Лейтер принадлежит к тем немногим фотографам, сформировавшим в 1940-е — 50-е годы художественные принципы цветной фотографии. Учитывая несовершенство цветных фотоматериалов того времени, он выбирает для себя гамму приглушённых тонов. Его абстрактные формы и новаторские композиции, наделённые живописным качеством, заметно выделяются среди работ современников по нью-йоркской школе фотографии.
Цветные фотографии Саула Лейтера сродни творениям художников-имрессионистов, они создают настроение, дают возможость по-новому увидеть окружающий мир. Мягкие очертания прдметов, слабое освещение, сплетение поверхностей, симфония цветовых пятен раскрывают подчас незамеченную красоту повседневности. Порой фотографии Саула Лейтера — это повествование о цвете, как об основном объекте картины, придающем повышенную эмоциональность восприятию. Как у Андрея Белого:
«Солнца контур старинный
Золотой, огневой,
Апельсинный и винный
Над червонной рекой…»
Саул Лейтер родился в Питтсбурге (Пенсильвания) в ортодоксальной семье рабби Вольфа, видного учёного-талмудиста. Отец представлял сына в будущем не иначе, как рабби. Но наряду с изучением теологии у Саула проявился интерес к живописи. Он рисовал самостоятельно, его увлекало творчество французских художников, импрессионистов Эдуара Вюйара и Пьера Боннара, главным в живописи которого были цветовые сочетания и контрасты. Творчество этих живописцев оказалось очень близким восприятию молодого художника и способствовало формированию его собственного видения окружающей среды, когда в будущем он занялся цветной фотографией.
Первые навыки в фотографии Саул Лейтер приобрёл где-то в двенадцать лет, получив в подарок от матери камеру Detrola, снимая от случая к случаю. Следуя семейной традиции, он поступает в кливлендский Telshe Yeshiva Rabbinical College (1942). Но вскоре, влекомый своей юношеской мечтой стать художником, оставляет колледж.
В 1946 году Лейтер, в надежде посвятить себя творчеству, приезжает в Нью-Йорк. Он продолжает заниматься живописью, участвует в выставке «Abstract and Surrealist American Art» в чикагском Художественном институте (1947). В это же время происходит ряд судьбоносных для него знакомств. Абстрактный экспрессионист Ричард Пусетт-Дарт поразил Лейтера своими экспериментами в фотографии, делая огромные в светлой тональности снимки в стиле портретов Джулии Маргарет Камерон. Фотожурналист Юджин Смит подарил Саулу камеру «Leica» и альбом «Балет» известного художественного директора и дизайнера Алексея Бродовича, оставивший неизгладимое впечатление.
Осмотр фотографических выставок, особенно экспозиции работ Анри Картье-Брессона в Музее современного искусства (1947), окончательно определил для Саула Лейтера выбор будущей карьеры фотографа. Фотография, которая раньше была увлекательным развлечением, становится наваждением, возможостью преобразования многих спонтанных сцен окружающей среды в изящные, удивительного очарования произведения искусства.
Лейтер снимает портреты, уличную жизнь Нью-Йорка сначала в чёрно-белом изображении, а с 1948 года делает первые опыты в цвете. Его не столько увлекало запечатлеть какое-то реальное мгновение, его особенно завораживали изображения, снятые в тумане, во время дождя или снегопада, сквозь запотевшие стёкла. Он не стремился документально точно передать сцену, он был художником настроения.
Рассматривая особенности восприятия Саулом Лейтером городской среды, искусствовед Мартин Харрисон отмечает: «Чувствительность Лейтера отделяет его видение от образа города как тревожного, беспокойного объекта, представляемого такими фотографами, как Роберт Франк или Уильям Клейн. Напротив, его камера создаёт альтернативную изобразительность и интерпретацию реальности. В водовороте Манхэттена, в мгновенных мизансценах, он открывает человечность, творит уникальную пастораль из часто неожиданных ситуаций».
В 1950-е и даже в начале 1960-х годов несовершенство материалов цветной фотографии отпугивало профессиональных фотографов. И издатели, и музеи всё ещё были во власти чёрно-белой фотографии. Цвет использовался главным образом для коммерческих целей. Однако, цвет был притягателен для Лейтера. Правда, вследствие дорогой цветной плёнки, ему поначалу пришлось использовать просроченные. На удивление какие-то цветовые искажения ещё более усиливали желаемый для него эффект.
Поддерживая молодого коллегу, Юджин Смит представляет фотографии Саула Лейтера в Фото-лиге. Сид Гроссман, возглавлявший Лигу, предложил Лейтеру показать свои работы на выставке совместно с другим молодым фотографом, Робертом Франком. Но вскоре Фото-лига, попав в «чёрный список» сенатора Джозефа Маккарти, вынуждена была закрыться (1951), и выставка не состоялась. Более удачным для Лейтера оказалось представление Юджином Смитом его работ Эдварду Стейхену, директору отдела фотографии Музея современного искусства, который включил пять чёрно-белых фотографий с «сюрреалистическими чертами» Саула в известную выставку «Always the Young Stranger» (1953). Вдохновлённый успехом, Лейтер открывает студию на Bleecker Street (Greenwich Village), чтобы профессионально заняться портретированием, фотографией моды и рекламы.
Первая выставка цветных фотографий Лейтера состоялась в 1950-х годах в Артистическом клубе, где в то время собирались абстрактные экспрессионисты. Его цветные фотографии, особенно ранние, уже обладали живописным качеством. Сюжеты фотографий Лейтера предельно просты: силуэт сидящего мужчины в вагоне поезда; человек, читающий газету, за стеклом кафе с рефлексами улицы; собака, лежащая у приоткрытой двери дома; снегопад в Нью-Йорке… Цвет придаёт каждой фотографии своё очарование.
Признание Лейтера как фотографа цветной фотографии произошло в 1951 году, когда Эдвард Стейхен представил двадцать его фотографий для обсуждения по теме «Экспериментальная фотография в цвете» в Музее современного искусства (Нью-Йорк). В этом же году состоялся дебют Саула Лейтера как фотографа моды, когда Генри Вольф, художественный директор Esquire, опубликовал его цветные фотографии в своём журнале. В следующем году Вольф, перейдя в Harper’s Bazaar, продолжил сотрудничество с фотографом. В 1959 году в одиннадцати номерах из двенадцати были опубликованы фотографии моды Лейтера. Уже изначально их отличал авторский стиль изображения. Фотографии снимались мягко рисующей оптикой, были пластичны и имели налёт импрессионизма. Искусствовед Мартин Харрисон называл фотографии моды Лейтера «расплывчатыми, лирическими» и отмечал присущую его стилю «утонченность, живописность в цвете».
Двадцать лет Саул Лейтер посвятил фотографии моды в цвете, публикуя свои работы также в журналах Show, Elle, British Vogue, Queen и Nova. В эти годы Лейтер много путешествует: Франция, Испания, Италия, Израиль, Мексика. В Мадриде он по заданию Esquire фотографирует Джину Лоллобриджиду, снимавшуюся в фильме «Solomon and Sheba».
На протяжении этих лет, занимаясь фотографией моды, снимая свои личные сюжетные работы в цвете, Лейтер создал свой оригинальный художественный образ в цветной фотографии. Приглушённый цвет в его фотографиях, имеющий импрессионистский живописный оттенок, — примечательная черта стиля Лейтера. Он часто фотографировал через экраны и окна, использовал отражения в зеркалах и воде. В его работах несомненно присутствует модернистское видение, создающее диалог между абстракцией цветовых форм и фрагментами реальной городской среды. Изобразительная палитра Лейтера порой молчаливо созерцательна, порой взрывчата, но всегда изысканна.
В 1981 году Лейтер, испытывая финансовые трудности, вынужден был закрыть свою коммерческую студию на Пятой авеню, где работал с 1963 года. Последующие двадцать лет он за исключением подготовки двух портфолио дизайнерской одежды (1990, 1991) прекращает коммерческую работу и полностью посвящает себя собственному творчеству — фотографии и живописи. Увлёкся также приданием своим ранним чёрно-белым фотографиям цветного изображения путём наложения гуаши и акварели.
Наступает длительный период затишья и в публикациях, и в экспозиции работ — всего лишь две небольшие выставки в Gallery Lafayette (1984, 1985; Нью-Йорк). Как отмечал Саул Лейтер, он никогда не заботился о том, чтобы быть широко известным. Он говорил: «Я очень восхищаюсь Вермеером, потому что он сделал только 35 живописных работ. Я не верю, что если вы художник, то должны заполонить весь мир тем, что вы делаете».
Но вот среди череды повседневных будней Лейтера публикуются одно за другим два значительных исследования (M.Harrison, Appearances: Fashion Photography since 1945, London, 1991 и Jane Livingston, The New York School: Photographs 1936 — 1963, New York, 1992), где представлены и его фотографии в числе наиболее крупных достижений в искусстве фотографии. Фотографии моды Саула Лейтера были показаны на выставке, посвящённой книге Мартина Харрисона в лондонском музее Виктории и Альберта.
Всего этого оказалось достаточно, чтобы работы малоизвестного на то время фотографа заинтересовали Говарда Гринберга, владельца одной из лучших фотогалерей Нью-Йорка. В 1993 и 1994 годах в этой галерее были показаны чёрно-белые фотографии Лейтера, а в 1997 году — цветные. В 2002 году его работы были представлены в Еврейском музее на грандиозной выставке: «New York: Capital of Photography».
В 2006 году при участии искусствоведа Мартина Харрисона была издана монография: «Saul Leiter: Early Color» (Steidl, Germany). «Маленькая книга», как скромно говорил о ней Лейтер, стала неожиданной сенсацией, широко известной, и утвердила его как одного из пионеров в истории цветной фотографии. Эта книга переиздавалась в 2008, 2011 и 2013 годах. Известный куратор фотографии Макс Козлов посвятил творчеству Саула Лейтера монографию, изданную во Франции (2007), в Италии (2008) и Лондоне (2008).
Как удачно заметила Маргарет Лоук ещё в 1997 году в «The New York Times»: «Слава так легко коснулась Саула Лейтера, что, когда она исчезла в 70-х годах, он не скучал о ней. Теперь она вновь обосновалась так легко, что он по-прежнему не удивлён».
В 2007 году The Milwaukee Museum of Art устроил первую музейную выставку фотографий Лейтера. В следующем году он отправляется в Париж с первой европейской выставкой, организованной фондом Генри Картье-Брессона. Находясь в Париже, Саул Лейтер выступает с лекцией, сопровождаемой слайд-фильмом, в Еврейском музее.
Наступает для Лейтера период многочисленных выставок: 2008 — Милан, Нью-Йорк, Лондон; 2009 — Нью-Йорк, Антверпен, Мюнхен; 2010 — Лозанна, Амстердам; 2012 — Торонто, Гамбург, Милан, Стокгольм; 2013 — Антверпен, Лондон, Лугано, Санта-Моника. Жизни и творчеству Саула Лейтера посвящены два документальных фильма: «In No Great Hurry: 13 Lessons in Life with Saul Leiter» (London, 2013) и «Saul Leiter: Photographer» (Paris, 2009).
Саул Лейтер ушёл из жизни в зените славы, обласканный вниманием кураторов галерей и музеев, издателей и почитателей его таланта.
«Должен признаться, — говорил Саул, — я очень уважаю определённые представления о красоте, хотя для кого-то эта идея старомодна. Некоторые фотографы считают, что, снимая человеческие страдания, они решают серьёзные проблемы. Я не думаю, что в страданиях больше глубины, чем в красоте».
Лев ДОДИН