Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Раздел «Шмот», первый в одноименной книге, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у супругов Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них — Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Моше возражает: евреи, мол, не поверят, что он посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает Аарона, брата Моше, его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.
***
Галут и геула
«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…» (1:1). Книгу «Шмот» («Имена») называют также «Сефер Геула», Книга Избавления. В ней, действительно речь идет, в основном, о том, как евреи были спасены, избавлены от египетского рабства. Этот процесс начался с их отчаянного призыва к Б-гу и завершился строительством в пустыне походного Храма, обители Б-га на земле. В исторически короткий срок сыны Израиля превратились из презреннейших рабов в духовную нацию, избранную Всевышним для выполнения важнейшей духовной миссии.
Но в этой книге рассказывается также и о «галуте», изгнании. Хотя процесс закабаления еврейского народа описан короче, чем процесс спасения, он был не менее драматичным и гораздо более продолжительным: почти двести лет. Он начался в 2255 году (по еврейскому летоисчислению), когда умер праотец Яаков и завершился в 2447 году, когда начались египетские казни. Избавление было гораздо более стремительным; оно заняло всего два года: с 2447 по 2449 год.
Оба процесса начинались медленно, набирая силу от одного этапа к другому, подтверждая тем самым, что в обоих случаях ими управлял Сам Всевышний. Мудрецы Талмуда учили: «Пресвятой, благословен Он, был с нами, когда мы уходили в изгнание, и сопровождал нас при выходе из изгнания».
Процесс спасения, детально описанный в этой книге, состоял из следующих этапов:
- Б-г услышал отчаянные молитвы еврейских рабов и послал к ним Моше и Аарона, чтобы они подготовили условия для Исхода;
- Сыны Израиля прекратили работу и наблюдали, как Б-г карает египтян десятью казнями;
- Исход из Египта;
- Гибель египетской армии при переправе через Красное море;
- Евреи получают огромные трофеи;
- Дарование Торы у горы Синай;
- Строительство походного Храма, Мишкана.
Период «галута», изгнания и закабаления, тоже можно разделить на этапы. Он начался в 2238 году, когда Яаков и его семья спустились в Египет. Затем после смерти Леви, последнего из сыновей Яакова, фараон решил «мудро» распорядиться ситуацией и наложил на пришельцев царский налог, как было принято в те времена. Правда, есть мнение, что небольшие денежные обложения начались на восемьдесят лет раньше — вскоре после смерти Яакова, и в то же время началась духовная деградация его внуков и правнуков.
Следующим этапом стало указание еврейским повитухам Шифре и Пуа тайно умерщвлять еврейских мальчиков во время родов. Чтобы отвести обвинение в геноциде, аналогичный тайный приказ был дан и египтянам: «Всякого новорожденного мальчика бросайте в Нил…». (РАШИ дал еще одно объяснение: фараону сообщили, что скоро родится освободитель евреев, но неизвестно, будет он тоже евреем или египтянином. Поэтому было решено топить всех мальчиков.) Стремясь сохранить видимость законности, фараон успокаивал своих подданных: «Все жалобы будут рассмотрены властями, и справедливые решения будут приниматься в суде по свидетельским показаниям».
Между тем, почувствовав «вкус еврейской крови», египтяне взяли закон в свои руки и приступили к поискам новорожденных младенцев в еврейских домах. Именно тогда Йохевед поняла через несколько месяцев после рождения Моше, что не сможет далее прятать сына. Она положила его в просмоленную корзину и опустила в реку.
Этот тяжелый этап длился недолго: от рождения Мирьям, сестры Моше (2362 год) до того момента, когда египетская принцесса Батья спасла Моше, вытащив его из реки (2368 год).
Затем фараон издал издевательское указание еврейским рабам самим добывать солому для изготовления заданного количества кирпичей, собирать ее или покупать у египтян, не получая никакой платы за свой каторжный труд. За невыполнение нормы кирпичей рабов нещадно избивали.
За этим последовал новый закон о полном порабощении: каждый египтянин имел право заставлять евреев выполнять ту работу, которую он хотел, и какой бы тяжелой она ни была. Короче говоря, евреи были превращены в каторжных рабов.
Прежде евреи работали на стройках посменно, получали кирпичи, и число строительных рабочих было постоянным. Теперь же фараон обязал всех евреев, не занятых в строительстве, поставлять на стройки определенное количество кирпичей. Если раньше им давали солому, а другие стройматериалы они должны были сами добывать, то теперь даже в соломе им было отказано.
По-видимому, это и стало «последней соломинкой». Евреи отчаянно возопили к Б-гу, и тогда Он «услышал», проявил милосердие и запустил процесс «геулы», избавления от египетского рабства.
Из мрака — к свету
Почему «галут» и «геула» происходили поэтапно и постепенно, а не сразу? Комментаторы выделяют две причины.
Первое. Б-г поступает с евреями так, как они заслужили, награждая и наказывая. Поэтому наше положение улучшается, когда мы духовно растем и выполняем его законы и, наоборот, когда наш духовный уровень снижается, нас постигают несчастья. Говоря конкретно, после смерти Яакова и его сыновей, основателей колен Израиля, началась ассимиляция. Евреи стали перенимать египетские обычаи и их образ жизни. В результате их положение резко ухудшилось.
Но потом, когда угнетение стало невыносимым, евреи раскаялись и снова обратились к Б-гу. Тогда положение стало шаг за шагом улучшаться.
И вторая причина. День сменяется ночью и ночь днем постепенно, через рассвет и сумерки, потому что человеку тяжело дается резкий переход от света к тьме и наоборот. Когда узника, просидевшего много лет в темнице, сразу выведут на яркий свет, он может на время ослепнуть. Так и с еврейскими рабами. Резкий переход от рабства и бесправия к полной свободе мог оказаться трудным и болезненным. Поэтому такой переход должен происходить постепенно, в несколько этапов — от физического избавления к духовной свободе.