Наконец стало интересненько! Тора переходит к детективам. Простоватого громилу Эйсава обводит вокруг пальца тихоня-братец Яков. Исраиль, значится, и все они так, ловкачи! И арабов дурят, хоть те уж как витиеваты!..
Но вы прекрасно понимаете, что евреи выкрутятся. Не зря же среди благословений этого народа: «Всякий язык, тебя обвиняющий, ты уличишь». И Тора бросает им спасительную верёвку. После тщательной чекистской проверки — «кто же перед ним?» Ицхак благословляет Якова, лишь почувствовав: «Запах сына моего, как запах поля, которое благословил Господь!» А в конце подтвердил: «И будет он благословлён!» Получается, Яков получил заслуженное, так за что же Эйсав начинает злиться на брата? Не просто ненавидеть, а буквально, как видно из языка Торы, становится его «дьяволом-обвинителем»! Ведь и он разжился благословением, куда более ему подходящим! Попробуем на эти благословения взглянуть и кое-что практическое, для нас лично полезное, из них выучить.
Якову говорится следующее: «И даст тебе Всесильный от росы небесной и от изобилия земного». Эйсаву: «Место, где станешь ты жить, будет богатейшим местом земли, росой небесной питаемым». Ну и из-за чего сыр-бор? Что у Якова сначала «роса небесная», а потом «тук земной», а у Эйсава наоборот? Он же сам того хотел, даже всучил Якову первородство, дабы не быть связанным работой духовной (в те времена обязанности священников исполняли первенцы). Смотрим дальше. Вот оно — власть! Якову: «Будут служить тебе народы, поклонятся тебе племена… проклинающие тебя прокляты, благословляющие тебя благословлены». Эйсаву: «Мечом своим будешь ты жить, и брату твоему служить, но когда вознегодуешь, свергнешь ты иго его с твоей шеи».
Якову народы служат добровольно, хотя, конечно, ругать его небезопасно. Выбирают толкового руководителя, почитают праведников и мудрецов… Шанс Эйсава, к земной власти и славе привязанного — «вознегодуешь». Создашь революционную ситуацию — и ну «мечом своим»! «Кипит наш разум возмущённый..!», и «воспрянет род людской» от всякого «профессорского шарлатанизма» (Ленин). «Этот бессмысленный и беспощадный русский бунт» (Пушкин). Негодуют братишки.
И вот эта сила революционного негодования крепко въелась в нас. Не зря же мы на положительных примерах Жанны Д’Арк, «грача-птицы весенней» и Стеньки Разина воспитаны! И не случайно иммигранты из Нерушимого часто оказываются на самых краях политического спектра. Мы гневаемся, требуем, доказываем. Начальству, жене, детям… Помните, когда зелоты, революционеры-националисты взяли верх над мудрецами, требовавшими примирения с Римом — был разрушен Храм и Иерушалаим, убиты 2 миллиона евреев и остатки рассеялись по миру… Злость, агрессивность, возмущение — не совсем еврейская сила, хотя порой так есть за что!
А теперь наш с вами личный урок: как добиваться успехов и преодолевать трудности? Признаюсь, мне, представителю «советской шахматной школы», этот урок легче преподать вам, чем себе самому. Говорят наши учителя: «Негромкие слова мудрецов слышнее». Разумно сдержать первую, боевую эмоциональную реакцию, выждать паузу. Ведь «кто силён? Подчиняющий своё дурное начало», а «негодующий» ангел Эйсава — одно из имён дурного начала в нас!
На принципе насилия, силового воздействия построено многое. Медицина «классическая» — хирургия да аллопатия, сильными лекарствами подавить симптомы болезни. Гомеопатия, естественная терапия, которые ближе к восточной и народной медицинской практике и ставят задачей тонкую регуляцию естественных процессов организма — не столь распространены. Ведь они требуют «Якова», действительно глубокого специалиста, у них же не антибиотик — «медицинский меч» на вооружении!
Так что, друг, когда намеришься с молодецкой силой высморкаться, подумай: стоит ли воевать со своими железами, заставлять их вырабатывать новую и новую слизь? Не разумней ли подышать неглубоко, «в обход спазма», ведь порой «негромкие слова слышнее»?