ГАЛУТ

Продолжение.

Начало в № 804

После гибели Второго Храма в 68 году н. э. и разгрома восстания Бар-Кохбы в 135 году н. э. еврейская государственность была утрачена на 1813 лет. Евреи были изгнаны со своей земли и рассеяны по всему миру. Наша история насчитывает четыре изгнания (галута, ивр.): Бавель (Вавилон), Парас (Персия), Явен (Греция) и Эдом (Рим). Четвертое изгнание продолжается до сих пор, хотя уже более полувека как вновь существует еврейское государство. В нем проживает около 40 % мирового еврейства, и сегодня ему вновь приходится бороться за свое существование.

Обычно с уходом в галут народ лишается не только политической структуры, но также и религиозной системы и национальной культуры. В результате происходит его полная ассимиляция и исчезновение как народа. Так случилось с евреями Северного царства, отступившими от Торы и ставшими идолопоклонниками еще на своей земле. Угнанные в Ассирию в 3205АМ, они растворились среди местного населения.

Евреи Южного царства счастливо избежали этой участи. Когда в 3338АМ была завоевана Иудея, разрушен Храм в Иерусалиме и большинство евреев уведены в Вавилон, они жили там, а позднее в захватившей Вавилон Персии, вполне автономно и с другими народами не смешивались (книга Эстер, 3:8). 70 лет спустя после Вавилонского пленения началось возвращение евреев в Иудею и строительство Второго Храма в Иерусалиме, завершенное в 3412АМ. Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен в 68 году н. э. римскими легионерами Тита, будущего императора. Еще до гибели Храма рабби Йоханан бен Заккай с согласия императора Веспасиана перенес Санхедрин — Высший еврейский законодательный и судебный орган из Иерусалима в небольшой город на побережье Средиземного моря Явнэ, где открыл еще и иешиву («виноградник Явнэ») и продолжал обучать евреев иудаизму, создав его галутную модификацию. Синагога заменила Храм, государственное управление заменилось общинным, жертвоприношения — молитвой. Но, и это главное, продолжалось школьное обучение, обеспечившее преемственность поколений.

Чтобы жить в галуте в согласии с Торой и в условиях «затяжного погрома» (Владимир Жаботинский), необходимо было тщательно проанализировать Тору, все 613 ее заповедей, предназначенных для проживания в Эрец Исраэль, привести их исполнение в соответствие с постоянно меняющимися условиями жизни народа в изгнании, разработать «механизм настройки» Торы на проживание в галуте. Это было сделано мудрецами многих поколений на протяжении многих веков. Они записали Устную Тору: Мишну и Талмуд (Гемару), Мидраш, Галаху, Агаду, Каббалу, а также составили прекрасные комментарии на Тору и все остальные книги ТАНАХа. В иешивах прошлых веков изучали в основном Тору и Талмуд — поколения обучались «традиции» — как жить в соответствии с Торой в галуте.

Для проживания в галуте был сформулирован закон: «Дина де-мельхута-дина» («Закон государства — закон для евреев») (при условии, что он не противоречит Галахе — С. Д.). От евреев требовалось вести себя так, чтобы исключить «Хилуль а-Шем» («Осквернение Имени Б-га»). «Украсть у нееврея больший грех, чем у еврея, ибо это «Хилуль а-Шем», — учат мудрецы (Тосефта «Бава кама», гл. 10). Еврей должен жить, совершая «Кидуш а-Шем» («Освящение Имени

Б-га»).

Вот, что рассказывается в Талмуде (трактат Бава Меция, 2:5). Императрица потеряла браслет. Было объявлено, что тот, кто вернет браслет в течение 30 дней, получит награду, а после 30 дней — потеряет голову. Приехавший в Рим рабби Шмуэль случайно нашел его раньше. Он вернул его уже по истечении 30 дней. Императрица спросила: «Ты был за городом?» Он ответил: «Нет, я был здесь».

— Но ты не слышал объявления?

— Слышал.

— Почему же ты не вернул браслет раньше?

— Чтобы никто не сказал, что я вернул его из страха перед вами, ведь я возвращаю его из страха перед Всевышним.

Императрица сказала: «Да будет благословен Б-г евреев!»

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора