Недельная глава «Толдот» содержит одну из самых странных сюжетных линий в Торе: Яаков «обходит» Эйсава и получает браху (благословение) от Ицхака. Сразу же возникает много вопросов: как Ицхак мог даже подумать о том, чтобы дать браху Эйсаву? Разве он не видел разницы между подрастающим убийцей Эйсавом и своим настоящим наследником Яаковом?
Есть ещё один вопрос по теме продолжения и наследия. Сама недельная глава называется «Толдот» — «Родословная». Нам зачем-то напоминают, что Ицхак — сын Авраама. В Торе не бывает даже лишних букв, а уж тем более слов. Более того, напоминание о том что Ицхак — это сын Авраама, встречается два раза подряд! Из этого становится понятно, что речь не идёт просто о биологическом продолжении рода.
Авраам воплотил в своей жизни качества «хесед»: активность, жертвование, гостеприимство. Другими словами, это качества экстраверта и направлены наружу. Жизнь Ицхака — отражение качества гвуры: контроль, самообладание и сдержанность. Вследствие гиперактивности Эйсава Ицхак думает, что настоящим продолжателем дела Авраама — распространение Торы — будет Эйсав. У Ицхака формируется ошибочное впечатление, что Яаков, проводивший все время в шатрах (постоянное изучение Торы), не годится для решения поставленной задачи.
Несмотря на видимое отсутствие проявлений жесткости, у «мягкого» Яакова эти качества присутствуют. Рав Кук обращает наше внимание на подробности рождения Эйсава и Яакова: «А затем родился брат его, рукой держа за пятку Эйсава и дал ему имя Яакова» (Брейшит 25:26). Пятка — это намёк на бессознательное действие (на иврите слова «привычка» и «нога» — «регель» и «хергель» однокоренные).
В отличие от Эйсава, для которого жесткость и агрессия привычное дело, — у Яакова эти качества находятся «под контролем». Яаков связан с качествами Эсава — но он держит их в своих руках. Яаков может выбрать линию действия, ведущую к силовому вмешательству, и у него есть возможность ответа «ударом на удар». Именно так Яаков в конце концов получает браху от Ицхака: «Руки — руки Эйсава, голос — голос Якова». Яаков развил свои качества так, что Ицхак увидел: у него есть и инструменты для работы с внешним миром — «руки Эйсава», и возможность раскрыть свой внутренний мир — «голос Яакова».?