В воскресенье президент Трамп, скрепя сердце, подписал закон о бюджете, а точнее, «о консолидированных ассигнованиях на новый финансовый год, который (начался 1 октября 2020 — А.Г.) закончится 30 сентября 2021 года, для оказания чрезвычайной помощи и помощи в связи с коронавирусом, а также для других целей».
Так обозначил этот закон младший помощник президента Джадд Дир в своем Twitter. Ранее в то же воскресенье 11 сенаторов и конгрессменов обратились к президенту с просьбой, которую сформулировали так: «Если ваше неодобрение законопроекта о помощи в период COVID-19 помешает вам его подписать, пожалуйста, немедленно наложите на него вето. Вы четко изложили свою позицию, и быстрый отказ от законопроекта позволит тем, кто его поддерживает, действовать, пока не стало слишком поздно».
В прошлый понедельник проект бюджета был одобрен обеими палатами Конгресса, причем на размышления над текстом билля, который занимает больше 5 600 страниц, законодателям досталось несколько часов. Подписанный Трампом закон предусматривает выделение 2,3 трлн долларов на упомянутую его помощником Диром «помощь в связи с коронавирусом», включая выдачу каждому американцу с доходом до 75 тыс. долларов в год, чека на 600 долларов. Пособие по безработице будет увеличено на 300 долларов в неделю, а мелкие бизнесы снова смогут поучать займы, которые можно не возвращать.
Трамп, который с самого начала называл чек на 600 долларов позором, если не оскорблением, и добивался увеличение такого чека больше чем втрое, в воскресенье вечером заявил, что из подписанного им бюджета следует изъять миллионы долларов «напрасных трат», о которых он подробно доложит Конгрессу. Возможно, под такими тратами президент имел в виду 250 млн долларов на пятилетку развития экономики Палестинской автономии, 101 млн долларов на борьбу с угрозами мировой фауне и флоре, а также 10 млн долларов на «гендерные программы» помощи женщинам Пакистана, которым мешают учиться и открывать бизнесы. В Палате представителей билль бюджета прошел на ура, но в Сенате застрял. Но поскольку в полночь 28 декабря стране грозил очередной «шатдаун», то есть прекращение работы правительства, законодатели договорились. Лидер сенатского большинства Митч Макконнелл, республиканец от штата Кентукки, назвал билль «не совершенным, но способным сделать очень много добра для штата Кентукки и всей Америки, которая сейчас нуждается в помощи», и поблагодарил Трампа за предание биллю силы закона.
Спикер Палаты представителей демократ Нэнси Пелоси назвала решение президента «хорошей новостью», а закон о помощи «авансом в то, что необходимо для борьбы с вирусом». Пелоси призвала республиканцев поддержать намерение президента Трампа увеличить чеки безвозмездной помощи до 2 тыс. долларов, хотя она же тормозила это намерение до выборов, считая, что оно поможет Трампу. Сенатор-социалист Берни Сандерс призвал Трампа немедленно дать американцам хотя бы по 600 долларов, но затем «в понедельник или вторник» пробить в Конгрессе чеки на 2 тысячи. «Даже если вы президент Соединенных Штатов, вы получаете не все, что хотите, — сказал сенатор-республиканец Пат Туми в воскресной программе канала Fox News. — Думаю, что меры помощи в борьбе с COVID-19 действительно, действительно важные».
Как говаривал покойный российский премьер Черномырдин, “хотели как лучше, а получилось как всегда». Трампа, который изначально ратовал за увеличение федеральной помощи страдающему от коронавируса своему народу, а уже потом пакистанцам, палестинцам и диким гусям, сейчас обвиняют в том, что он мешал этой помощи своим слоновьим упрямством. Избранный, но пока не утвержденный президентом Джо Байден в субботу заявил, что «сегодня — следующий день после Рождества, и миллионы семей не знают, смогут ли они свести концы с концами из-за отказа президента Дональда Трампа подписать законопроект об экономической помощи, одобренный Конгрессом — подавляющим и двухпартийным большинством». В своей предвыборной традиции нагнетать на избирателей ужас Байден пояснил, что по вине Трампа «около десяти миллионов американцев потеряют страховые выплаты по безработице, а через несколько дней истечет срок финансирования правительства, что поставит под угрозу оказание жизненно важных услуг и выплату зарплат военнослужащим. Менее чем через неделю истекает мораторий на выселения, из-за чего миллионы людей могут быть выселены из своих домов во время праздников». Русская служба «Голоса Америки» с восторгом процитировала эти слова Джо Байдена.
Консервативный политический комментатор и корреспондент журнала National Review Кевин Уильямсон напомнил, что своей президентской миссией Джо Байден провозгласил объединение и исцеление Америки, которую, по его мнению, Трамп расколол политически и не может излечить медицински. Уильямсон, автор недавно вышедшей в издательстве Regnery книги «Большое Белое Гетто», в своей статье написал, что проблема будущего президента Байдена не столько в кризисе по вине вируса, сколько в кризисе нашего президентства вообще. «Войны и другие (реальные и воображаемые) национальные бедствия усиливали расширение аппарата исполнительной власти со времен президента Франклина Делано Рузвельта. Держать страну в состоянии кризиса на руку президентам и их приспешникам, которые паразитируют на раздувшейся верховной власти».
Уильямсон поясняет, что Байден приходит в Белый дом в эпоху «больших президентов», которыми считает Барака Обаму и Дональда Трампа. Но, помимо этого, у него за плечами почти 40 лет сенаторства, которые должны были научить его искусству сотрудничать и договариваться, на что он и надеется как президент-объединитель и исцелитель. Но оба эти качества, написал Кевин Уильямсон, «не сентиментальные добродетели, а необходимость создать стабильность власти и основанное на этой стабильности процветание общества. Это не значит притворяться, будто наши разногласия не разногласия, а значит, не относиться к разногласиям, как к гражданской войне». Развивая эту мысль, Уильямсон приводит пример редкого согласия между двумя очень разногласными законодателями — социалисткой Палаты представителей Александрией Окасио-Кортес и сенатором-республиканцем Майком Ли. Первая всенародно возмутилась тем, что на знакомство с 5 593 страницами билля о втором по величине в истории США бюджета законодателям дали несколько часов. Второй высказал то же самое в видеоклипе, и Уильямсон считает, что если такие разные двое нашли общий язык в том, что голосование в таких условиях будет чисто политическим, а не по существу, то и президент Байден с его опытом работы в Сенате должен искать пути примирения, а не грозить вето и шотдауном. Признаться, мне эта мысль 48-летнего Уильямсона показалась несколько детской, поскольку по сути он предлагает президенту США не отстаивать политическую платформу, на которую его поставили избиратели, а добиваться компромиссов в очевидном, вроде температуры кипения воды или числа градусов в прямом угле.
«Коренная проблема Конгресса и президентства одна и та же, пишет далее Кевин Уильямсон. — Правительство США десятилетиями работало в режиме полуперманентного чрезвычайного положения. Конгресс забыл про обычный режим работы, когда комитеты Сената и Палаты представителей обсуждают бюджет и вносят свои поправки, сглаживая разногласия перед тем как отправить билль на подпись президенту. Вместо этого, у нас появилась длинная череда чрезвычайных мер и постоянных резолюций, а в результате — перегруженный добавками билль, за который голосуют не по его сути, а по партийной принадлежности».
Если Джо Байден хочет действительно исцелить страну, заключает Кевин Уильямсон, он не должен строить из себя попавшего в Белый дом героя и следующего «большого президента», а понять, что он просто глава исполнительной власти, которая должна позволить законодательной власти работать так, как ей поручено Конституцией. «И в таком случае, — считает Уильямсон, — такая святая посредственность, как Джо Байден, может оказаться вполне на своем месте».