— Уважаемый рав Эссас! Я замужем 3 года, долго ждала этого брака. Муж совершенно не желает даже цента вносить в семейный бюджет. Поначалу говорил, что боится растратить все сбережения, которые понадобятся его детям (у нас это второй брак). Я помогла купить и отремонтировать ему дом, приносящий доход (до сих пор он мне должен за ремонт). Дом дает доход, но ни цента — в семью. Я работаю день и ночь, он сидит у компьютера… Дочка собирается переехать в Израиль: я должна буду ей помогать, нагрузка увеличится. Как убедить мужа вносить хоть что-то в семью, хоть за себя (за меня платить не надо), кроме развода? Пытаюсь быть хорошей еврейской женой. Но как жить в такой ситуации? Я надрываюсь, а у него все деньги — в свой карман, а жизнь — за счет меня. Неужели — только разводиться?
Эстер. Канада
— Ситуация, сложившаяся в Вашей семье, по Вашему же описанию, совершенно противоестественная. Нет никакого оправдания мужчине, который, как Вы пишете, «не желает даже цента вносить в семейный бюджет». При том, что его жена «надрывается», работает «день и ночь», чтобы прокормить семью, в том числе и обеспечивая необходимым собственного мужа. Похожие обстоятельства могли бы, наверное, быть в единственном случае: если бы муж был занят изучением Торы на высоком уровне. Да и то, это ни в коей мере не означало бы, что он устранился от проблем материального обеспечения семьи. Ибо тогда он получал бы, к примеру, стипендию или преподавал. В нашем народе принято материально поддерживать учителей Торы. Однако, поскольку речь об этом, как видно из содержания Вашего письма, вообще не идет, я без того чтобы поставить такому мужчине «диагноз», вынужден как минимум констатировать вопиющее несоответствие между его поведением и его собственной «декларацией» при вступлении в брак.
Если ваш семейный союз оформлен по еврейским законам, под хупой, Ваш муж при свидетелях заявил, что обязан Вас содержать. И это записано в брачном документе (ктубе). Отказываясь выполнять взятое на себя обязательство, он нарушает закон. Впрочем, даже если такой церемонии у вас не было (что, само по себе — плохо, неправильно), мы все равно не вправе обсуждать семейные ситуации вне контекста еврейской традиции. В то время, как наша традиция недвусмысленно определяет, что именно муж должен содержать жену, а не наоборот, жена — мужа. Более того. С позиций еврейской традиции, муж обязан обеспечивать жену на достойном уровне, принятом в среде проживания данной конкретной семьи и сопоставимом с тем уровнем, который был у жены до вступления в брак.
С другой стороны, поощряется, если и жена вносит в семейный бюджет посильную лепту. При том что общая ответственность за благосостояние семьи, повторю, лежит на муже.
Мне, признаться, не очень понятно Ваше выражение: «пытаюсь быть хорошей еврейской женой». По моим представлениям, роль «хорошей еврейской жены» — поддерживать мужа в стремлении выполнять заповеди Торы и делать все возможное, чтобы он не нарушал законы еврейского образа жизни. Вы же, насколько я мог понять из содержания Вашего письма, соглашаясь на то, что за Вас «платить не надо» (лишь бы «вносил хоть что-то в семью, хоть за себя»), фактически потворствуете его недостойному поведению.
Жизнь полна самых разнообразных нюансов. Поэтому подталкивать Вас к разводу никак не могу. И позволю себе лишь выразить свое величайшее недоумение по поводу ситуации, сложившейся в Вашей семье.
Три года совместной жизни, конечно же, немалый срок. За это время у Вашего мужа (при Вашем попустительстве) могло появиться устойчивое ощущение, что Вы прекрасно справляетесь с финансовыми проблемами и без его участия. Однако же никогда не поздно попробовать доброжелательно, но твердо, объяснить ему, каким должно быть положение дел в еврейской семье. Используя аргументы, приведенные в данном ответе…
Отвечал Рав Элиягу Эссас