Если вместо того, чтобы отдать Трампу должное, прекраснодушные израильтяне обсуждают его высказывания второй свежести, это говорит не о президенте, а о них самих.
Выборы в США не завершены, но массовое сознание уже отдало победу Джо Байдену, а на Трампа смотрит как на проигравшего. Его противники в США ликуют. Что еще более удивительно — ликуют его противники в Израиле. Ладно, в Иране, в Китае. Но в Израиле, для которого 45-й американский президент сделал больше, чем все 44 его предшественника вместе взятые?
Кричащий пузырь «уйди-уйди»
Тем не менее, наши соотечественники кричат «Уходи, рыжий клоун» с таким восторгом, будто лично заполнили все бюллетени, поданные за старину Джо. И столь же задорно доказывают, что Трамп ничего не сделал для Израиля.
Назвал Иерусалим нашей неделимой столицей? Подумаешь, а кто еще признал? То-то! Посольство туда перевел? Ерунда, раз Буркина-Фасо не перевела! Признал суверенитет Израиля на Голанах? А другие не согласны! Поставил на место палестинцев, закрыл их посольство в Вашингтоне, прекратил финансирование UNRWA? Про это вообще молчите, он нас партнера по мирному процессу лишил! Отношения с ОАЭ, Бахрейном и Суданом по формуле «мир в обмен на мир»? А мы с ними не воевали! Значит, не считается! Даже выход из «ядерной сделки» с Ираном и введенные санкции не вызвали у соотечественников ни слова поддержки, потому что их убежденность в том, что Иран не собирается уничтожать «сионистское образование», не поколебать никакими доводами разума.
Зато четырьмя годами ранее ровно те же самые люди взахлеб хвалили Барака Обаму буквально за все, начиная с «арабской весны», обернувшейся появлением «Исламского государства» и самым масштабным кровопролитием в современной истории Ближнего Востока. Для Израиля это вылилось в появление иранских прокси не только в Ливане, но и в Сирии. Но поток комплиментов в адрес Обамы не ослабевал. Его превозносили даже за безоговорочное потакание требованиям палестинцев и за то, что впервые за 40 лет США не наложили вето на резолюцию СБ ООН, осуждающую Израиль.
Неприятие нашими прекраснодушными Трампа настолько велико, что даже если бы он однажды вышел из дверей американского посольства в Иерусалиме вместе с Машиахом, то и тогда бы заслужил не аплодисменты, а очередную порцию брани, похлеще той, что льется сейчас — «нарцисс и невежда, мегаломан и расист, лжец и шовинист».
Удивителен мир, в котором живут эти люди — там нормализация отношений с арабскими странами ничто, а несколько сомнительных высказываний, сделанных в незапамятные времена — все. Это тот самый маленький мир, где гордятся изобретением кричащего пузыря «уйди-уйди» и где ничего не хотят слышать о real politic. Благодаря мейнстримным СМИ, мы регулярно получаем новости из этой альтернативной вселенной, где все еще обсуждают сексистскую фразу, произнесенную Трампом в 2005 году, но молчат о его, быть может, важнейшем достижении, полностью изменившем Ближний Восток. Кстати, в этом мирке никогда не хвалят Барака Обаму за одно из немногих благоприятных для нас решений, которое он принял в 2015 году, пусть и не по своей воле.
Его революция не стоила жизни ни одному человеку, но изменила сознание многих людей. Так о чем же идет речь? Когда Трамп призвал сделать Америку снова великой, он пообещал залить мир дешевой американской нефтью. Сказал — и сделал, тем самым изменив ход истории.
Его революция не стоила жизни ни одному человеку, но изменила сознание многих людей. И если сегодня наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман стоит за подписанием договоров о нормализации и за попытками развеять миф о том, что «мечеть отдаленнейшая», Аль-Акса, находилась в Иерусалиме — это происходит благодаря Трампу.
Шок от арабского эмбарго
Нефтяное эмбарго было введено в октябре 1973 года: страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что прекратят поставки государствам, поддержавшим Израиль в Войне Судного дня. Это решение сильнейшим образом ударило по Великобритании, Канаде, Нидерландам, Японии и, конечно же, США. В течение следующего года цена на нефть поднялась с 3 до 12 долларов за баррель. Разразился сильнейший экономический кризис. Эмбарго отменили в марте 1974 года, но травмирующее воспоминание о нем определило политику Запада на многие десятилетия.
В 1969 году в США серийный легковой автомобиль Cadillac имел двигатель объемом 8,1 литра, а цена бензина никого не интересовала. 1973 год обернулся шоком, за которым последовало полное переформатирование автомобильного парка, создание стратегического нефтяного резерва и введение собственного эмбарго — в 1975 году была запрещена продажу американской нефти за границу.
Этот запрет продержался 40 лет. В нем был страх перед враждебной активностью ОПЕК, который подпитывался многочисленными прогнозами о скором истощении месторождений. Степень их обоснованности едва ли была выше, чем у модной ныне теории глобального потепления, но убежденных сторонников у этих мрачных пророчеств было не меньше.
Цена нефти знала взлеты и паления, самые большие «качели» начались уже в XXI веке — в феврале 2008 года цена барреля впервые в истории человечества перевалила за 100 долларов, а 4 июля 2008 года на Лондонской нефтяной бирже цена марки Brent достигла абсолютного исторического максимума — 143,95 доллара за баррель. Однако уже к концу года цены упали до 50 долларов. В декабре 2010 года — снова 100 долларов, в 2014 — 115, а в СМИ потоком шли статьи о том, что вскоре стоит ждать все 125, потом — 150, а затем цена перевалит за 200 долларов, и весь мир упадет к ногам арабских, иранских и российских владык.
С 2016 года качели полетели в обратную сторону, цена упала до 50 долларов, но прогнозы не исчезли. В первую очередь они, кажется, завораживали самих поставщиков нефти, особенно арабов. И это во многом определяло их отношение к Израилю.
Америка меняет правила игры
Формально отсчет новой эпохи следует вести с 18 декабря 2015 года, когда 44 президент США Барак Обама подписал проект бюджета, в котором одним из пунктов значилась отмена эмбарго на экспорт нефти. Он сделал это под давлением республиканцев, но взамен выторговал пакет мер по развитию экологических программ, включая продление налоговых льгот для производителей ветряной и солнечной энергии.
В октябре 2017 года экспорт сырой нефти из США достиг нового рекордного уровня — 1,984 млн баррелей в день, что соответствовало экспорту такой страны, как Кувейт. Но настоящие перемены начались позже, когда Трамп представил свою программу «Америка прежде всего». Она, среди прочего, включала пункт о том, что США станут полностью независимы от импорта энергоносителей из враждебных стран, в том числе государств-членов ОПЕК. А еще — что американские компании зальют дешевой нефтью не только собственную страну, но и весь мир.
Трамп разрешил строительство нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access, заблокированное администрацией Обамы под давлением экологов, к тому же заявил, что трубы будут сделаны из американской стали. Он также отменил еще один запрет своего предшественника — на расширение буровых работ на арктическом шельфе и в Мексиканском заливе.
В 2017 году Америка выставили на продажу половину своего нефтяного резерва — почти 350 млн баррелей. В октябре 2017 года экспорт сырой нефти из США достиг нового рекордного уровня — 1,984 млн. баррелей в день, что соответствовало экспорту такой страны, как Кувейт. США начали теснить ОПЕК на рынках не только Канады и Мексики, но и в странах Европы и Азии.
В ноябре 2019 года, за месяц до того как появились сообщения о новом вирусе, распространяющемся в Китае, нефть стоила порядка 65 долларов за баррель — несмотря на соглашение по ограничению добычи, заключенное странами ОПЕК, расширивших к тому моменту свой состав и ставших ОПЕК+.
А 20 апреля 2020 года, на фоне паники из-за коронавируса цена нефти достигла исторического минимума: майский фьючерс за день упал на 56 долларов до отрицательной величины — минус 38 долларов. Иными словами, нефтедобытчики были готовы доплачивать, чтобы покупатель забрал «черное золото» из хранилищ, чтобы не пришлось останавливать добычу на месторождениях.
Июньские фьючерсы торговались уже по 20 долларов за баррель, потом цены еще немного поднялись. Если пандемия пойдет на спад, в следующем году баррель снова будет стоить 50-60 долларов. Но никаких 115 не будет больше никогда. И никогда ни в одном уважающем себя СМИ не появится сомнительные пророчества о том, что мир будет принадлежать авторитарным режимам, торгующим нефтью. Трамп превратил США из покупателя нефти в продавца и тем самым сломал важный психологический барьер, который изменил политику Запада.
В тот же день, 20 апреля, когда мы узнали, что цена «черного золота» может быть отрицательной, Трамп заявил, что США могут прекратить поставки сырой нефти из Саудовской Аравии, чтобы поддержать собственную промышленность. Если вы считаете, что в Саудовской Аравии его не услышали, то совершенно напрасно. Мир изменился. Новая реальность привела к подписанию «Соглашений Авраама».
Еще один неточный прогноз
Что будет дальше? Скорее всего, Байден (если станет президентом, формально этого еще не произошло), попытается упразднить все достижения Трампа. Практически наверняка он вернет США в Парижское соглашение по климату. Попытается запретить фрекинг — добычу сланцевых нефти и газа методом гидроразрыва пласта. Хотя запрет коснется только федеральных земель и только новых проектов, а эксплуатация уже действующих продолжится, это приведет к сокращению добычи. Но примерно на столько же количество нефти на мировом рынке вырастет за счет поставок из Ирана, с которым Байден наверняка заключит новое беззубое соглашение, не содержащее практических инструментов для контроля за военным аспектом ядерной программы.
Такое развитие событий, безусловно, ударит по Израилю, так как деньги снова потекут к «Хизбалле» и другим иранским прокси, провоцируя их на агрессию. Но, по крайней мере, этот ручеек не будет слишком широким, так как цена нефти будет держаться на сегодняшнем уровне или, возможно, снизится — но точно не станет выше.
При этом Байден продолжит оказывать давление на саудитов, чтобы заставить их соблюдать права человека. Усилившаяся угроза со стороны Ирана и охлаждение отношений с США вынудят Саудовскую Аравию искать сильных региональных союзников, так что «соглашения Авраама», скорее всего, только укрепятся и расширятся. А еще Байден, как и Обама, будет вкладывать деньги в «зеленую» экономику. В его предвыборной программе говорится о 2 триллионах инвестиций на эти цели, в том числе — на развитие ветровых и солнечных электростанций и полном переходе на транспорт с электродвигателями. Ровно о том же говорят в Старом свете — страны Евросоюза уже называют год, когда они всецело откажутся от использования ДВС. Уже к 2030 году это намерены сделать Швеция, Дания, Ирландия, Исландия, Нидерланды (и, кстати, Израиль). Что гораздо важнее — в том же году обещают отказаться от ДВС Индия и Китай.
Не гарантия, что необходимую электроэнергию будут брать исключительно из возобновляемых источников, недаром в западные СМИ тихой сапой протаскивают публикации о безопасных АЭС с новыми типами реакторов. Но, так или иначе, не только на Ближнем Востоке, но и во всех остальных странах ОПЕК+, включая Россию, осознают, что время сырьевой экономики вышло. Рискованные геополитические проекты пора сворачивать.
Они просто ИнИ
Нефтяной шантаж закончился навсегда. И произошло это при президенте США Дональде Трампе. Если вместо того чтобы отдать ему должное, прекраснодушные израильтяне продолжают обсуждать его высказывания второй свежести, это больше говорит не о президенте, а о них самих. И тут исключительно к месту будет процитировать американского экономиста, автора «Черного лебедя» Нассима Талеба, написавшего об ИнИ — Интеллигентах-но-Идиотах. « То, что мы называем участием в политическом процессе, Интеллигент-но-Идиот может определить двумя словами: «демократия», если его устраивает происходящее, и «популизм», когда плебеи осмеливаются голосовать не так, как ожидал ИнИ. История показывает, что ИнИ ошибались насчет сталинизма, маоизма, ГМО, Ирака, Ливии, Сирии, городского планирования, низкоуглеводных диет, бихевиоризма, фрейдизма, портфельной теории, линейной регрессии, гауссианства, салафизма, жилой застройки, эгоистичного гена, Берни Мейдоффа (до скандала) и значений вероятности. И все же снова и снова они уверены в своей правоте».
Сейчас ИнИ ошиблись с Трампом. Что ж, им не впервой…