Фото: ichef.bbci.co.uk
— Шалом, уважаемый рав Эссас! Как отучить подростков, молодежь от виртуальной жизни, чтобы молодые люди общались друг с другом, а не смотрели в телефоны? Приведите, пожалуйста, примеры из Танаха.
Шломо. США
— Начну с того, что далеко не всегда надо стараться находить какие-то примеры в Танахе, подкрепляющие ту или иную идею. Порядок работы с текстами Танаха должен быть обратным. Надо внимательно прочитывать их (естественно, на иврите), параллельно изучая (и это обязательно) комментарии к ним, составленные нашими великими Учителями. Для изучения Торы (Пятикнижия), рекомендую, в первую очередь, пользоваться комментариями Раши, Рамбана, Ибн Эзры, Ор hа-Хаима и т.д. Для книг Танаха — Раши, Радак, Мецудат Давид, Мецудат Цион, Мальбим и т.д. Это, конечно же, самый минимальный список. Его можно как угодно расширять. При этом важно осознавать, что пользоваться можно, повторю, только книгами комментариев, составленных именно нашими Учителями. И тут совершенно не годятся «разъяснения» всевозможных «фантазеров», которые появились «вокруг Торы» в последние 200 лет. Они не знают и не понимают, о чем пишут, и нет у них уважения ни к Торе, ни к Учителям.
Ну, о представителях других религий, например, христианской — не могу в данном контексте даже говорить, ибо не вправе ставить их в один ряд со словом «Танах». Говорю обо всем этом, чтобы Вы представляли себе, что изучение Танаха может каким-то образом осветить проблемы сегодняшнего дня. Но бросаться на поиски решений этих проблем в Танахе ни в коем случае не следует. А теперь — непосредственно к Вашему вопросу. Отучать человека от чего-либо негативного — идея заведомо проигрышная. Вместо этого, надо попытаться нагружать человека духовно-позитивными задачами, способными заинтересовать его, предлагая соответствующий инструментарий, пригодный для решения таких задач. При этом, безусловно, если можно, нужно попробовать максимально уменьшить интерес к использованию компьютера и смартфона в пустых, ненужных и даже вредных целях. Но такое возможно, повторю, только в том случае, если удастся наполнить человека конструктивными устремлениями. Под этим подразумеваю, что у наставника или родителя подростка, юноши, девушки появляются некие шансы на то, чтобы постепенно «переселить» своего воспитанника из виртуального пространства в реальность при следующих условиях.
Если у молодого человека (имею в виду еврея) вырабатывается неплохое представление о духовном устройстве мира и о задачах, которые поставил Всевышний перед еврейским народом вообще, и перед каждым евреем, в частности. Если он проникается мыслью, что реализация этих задач — составная часть строительства его настоящего и будущего. Что все это — элементы интересной, осмысленной жизни (без этого такое невозможно). При этом важно ясно понимать, что для успеха нужны некие заслуги перед Небесами и помощь Небес. Что на практике, разумеется, предполагает, что и у самих наставников молодежи и родителей — должны быть описанные выше идеалы, и они стараются жить в соответствии с ними. То есть им следует постоянно изучать Тору, и осуществлять добрые дела.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС